Запомни!
Чем же может быть опасно стремление человека соответствовать образу, навязанному окружающими?
-
Текст: (1)Одно из забавных свойств человеческой(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый
человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими
людьми.
(2)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на пустыре, стараясь
превратить его в место для культурного отдыха. (3)Как это ни странно, в самом деле
превратили. (4)Но дело не в этом. (5)Один из ребят обратил внимание остальных на то, как
я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (6)Военрук, присматривавший за
нами, тоже обратил на это внимание. (7)Надо было найти повод для веселья, и повод был
найден. (8)Оказалось, что я держу носилки как Отъявленный Лентяй. (9)Это был первый
кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шел деловитый процесс кристаллизации,
которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно декристаллизоваться в заданном
направлении.
(10)Теперь всё работало на образ. (11)Если я на контрольной по математике сидел,
спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали этой моей лени,
а не тупости. (12)Когда же я по русскому писал прямо из головы, не пользуясь учебниками
и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(13)Чтобы оставаться в образе, я перестал исполнять обязанности дежурного. (14)Развитие
образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (15)При
этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был хорошо учиться.
(16)Как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, я ложился
на парту и делал вид, что дремлю. (17)Если учителя возмущались моей позой, я говорил,
что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (18)Лежа на парте, я
внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался
запомнить все, что он говорит. (19)После объяснения, если оставалось время, я вызывался
отвечать в счет будущего урока.
(20)Учителей это радовало, потому что льстило их самолюбию. (21)Получалось, что они
так доходчиво доносят свой предмет, что ученики, даже не пользуясь учебниками, всё
усваивают. (22)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были
довольны. (23)И никто, кроме меня, не знал, что зафиксированные знания рушатся из моей
головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес
взят!»
(24)Затем слухи об Отъявленном Лентяе дошли до директора, и он почему-то решил, что
это я стащил подзорную трубу, которая исчезла из географического кабинета. (25)Не знаю,
почему он так решил. (26)К счастью, подзорную трубу отыскали, но ко мне продолжали
присматриваться, ожидая, что я собираюсь выкинуть какой-нибудь фокус. (27)Вскоре
выяснилось, что никаких фокусов я не собираюсь выкидывать, что я, напротив, очень
послушный и добросовестный лентяй, более того, я вполне прилично учился.
(28)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания. (29)Суть его
заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого
ученика и доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(30)Идея метода заключалась в том, что после этого другие нерадивые ученики, завидуя
ему Хорошей Завистью, будут сами подтягиваться до его уровня. (31)Эффект достигался
неожиданностью нападения — в противном случае ученик мог ускользнуть. (32)Как
правило, опыт удавался. (33)В этом случае учителя, завидуя друг другу, может быть, не
слишком Хорошей Завистью, по журналу следили, как он повышает успеваемость, и
каждый старался, чтобы кривая успеваемости на отрезке его предмета не нарушала
победную крутизну.
(34)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли про мой приличный уровень,
но, когда стали подводить итоги опыта надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня
кандидата в медалисты.
— (35)На серебряную потянешь, — объявила классная руководительница, тревожно
заглядывая мне в глаза.
(36)Каждый из кандидатов на медаль собственными силами добивался выдающихся
успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до
нужного уровня. (37)На выпускных экзаменах к нам были приставлены толковые учителя.
(38)Они подходили и под видом разъяснения содержания билета тихо и сжато
рассказывали содержание ответа. (39)Это было то, что нужно. (40)Спринтерская
усвояемость, отшлифованная по время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала
мне донести до стола комиссии шепоток подстраховывающего преподавателя.
(41)Кончилось тем, что я вместо серебряной медали получил золотую, потому что один из
кандидатов по дороге сорвался и отстал. (42)Итак, я получил золотую медаль и зонтиком
по шее от его мамаши на выпускном вечере.
— (43)Негодяй, притворявшийся лентяем! — сказала она, одергивая зонтик.
(44)В тот же год я поехал учиться в Москву, а медаль через несколько месяцев принесли
маме на работу. (45)Она показала её знакомому зубному технику, чтобы убедиться в
подлинности золота.
— (46)Сказал, настоящее, если он не заодно с ними, — рассказывала она мне, когда я
приехал на каникулы.
(по Ф.А. Искандеру*)
* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) — советский и российский писатель, поэт,
журналист и сценарист.
Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, автор описывает рассказчика, который был назван отъявленным лентяем, поскольку парень неправильно держал носилки во время работы на пустыре. Чтобы играть свою роль лентяя до конца, рассказчику прошлось перестать выполнять домашнюю работу. При этом, «чтобы сохранить остроту положения», парень продолжал хорошо учиться. С помощью этого примера, Ф.А. Искандер показывает, что несмотря на трудности, герой старался совмещать навязанный образ со стремлением прилежно учиться.
Кроме этого, автор упоминает, что слухи об отъявленном лентяе дошли до директора. Рассказчика обвинили в краже и подумали, что именно он стащил подзорную трубу из кабинета географии. Даже после того, как трубу нашли, к парню все равно продолжал быть под вниманием. Этот эпизод иллюстрирует, что образ героя стал причиной предвзятого отношения со стороны общества. По причине плохой репутации, недобросовестного лентяя обвинили в том, чего он не совершал.
Приводя дополняющие друг друга примеры, Ф.А. Искандер подчеркивает, что роль лентяя не только мешала спокойному обучению рассказчика, но и делала его вором в глазах окружающих.
Позиция автора ясна. Ф.А. Искандер считает, что человек, пытаясь соответствовать навязанному облику, может столкнуться с непониманием и преградами на пути к поставленной цели, а самое главное - потерять себя.Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, прогибаясь под мнение окружающих, можно вовсе забыть, кто ты на самом деле. Существует немало литературных произведений, подтверждающих авторскую позицию. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий стремился быть похожим на Базарова во взглядах на жизнь. Но нигилизм не являлся истинным убеждением Кирсанова. Таким образом, можно заметить, что Аркадий смог найти себя лишь отказавшись от навязанных убеждений.
Подводя итог нашим рассуждениям хочется отметить, что отречение от истинной натуры, может навредить личности, поэтому любому человеку следует научиться фильтровать общественное мнение. Это поможет ему поступать лишь из собственного желания, а не исходя из чужого мнения.
Здравствуйте, Мария!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Анализ связи не засчитываю. На мой взгляд, вы не показали роль каждого примера.
Приводя дополняющие друг друга примеры, Ф.А. Искандер подчеркивает, что роль лентяя не только мешала спокойному обучению рассказчика, но и делала его вором в глазах окружающих. |
"Связь «дополнение» будет учитываться только в случае, если в работе логично и последовательно показано, КАК (В ЧЁМ ИМЕННО) второй пример-иллюстрация дополняет первый. Подобная связь требует от экзаменуемого на содержательном уровне чёткого и исчерпывающего разъяснения, что делает эту связь достаточно трудной для реализации". Это не значит, что о дополнении как виде связи нельзя писать об этом нужно аргументированно.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Общество может формировать такое мнение о человеке, которое не имеет сходства с его истинной натурой. Чем же может быть опасно стремление человека соответствовать образу, навязанному окружающими? В предложенном для анализа тексте Ф.А. Искандер ставит проблему воздействия общественного мнения на личность. |
Но нигилизм не являлся истинным убеждением Кирсанова. Таким образом, можно заметить, что Аркадий смог найти себя лишь отказавшись от навязанных убеждений. |
K6 – Богатство речи + 1 балл
Ошибки: нет.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
С помощью этого примера, Ф.А. Искандер показывает, что ЗПТ несмотря на трудности, герой старался совмещать навязанный образ со стремлением прилежно учиться. |
По причине плохой репутации, недобросовестного лентяя обвинили в том, чего он не совершал. |
Таким образом, можно заметить, что Аркадий смог найти себя ЗПТ лишь отказавшись от навязанных убеждений. |
Подводя итог нашим рассуждениям ЗПТ хочется отметить, что отречение от истинной натуры, может навредить личности, поэтому любому человеку следует научиться фильтровать общественное мнение. Это поможет ему поступать лишь из собственного желания, а не исходя из чужого мнения. |
Лишняя запятая (отречение -- подлежащее, может навредить -- составное глагольное сказуемое).
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Даже после того, как трубу нашли, к парню все равно продолжал быть под вниманием. |
Это поможет ему поступать лишь из собственного желания, а не исходя из чужого мнения. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Кроме этого, автор упоминает, что слухи об отъявленном лентяе дошли до директора. |
Подводя итог нашим рассуждениям хочется отметить, что отречение от истинной натуры, может навредить личности, поэтому любому человеку следует научиться фильтровать общественное мнение. Это поможет ему поступать лишь из собственного желания, а не исходя из чужого мнения. |
Подводя итог нашим рассуждениям хочется отметить, что отречение от истинной натуры, может навредить личности, поэтому любому человеку следует научиться фильтровать общественное мнение. |
Научиться фильтровать общественное мнение невозможно. Я понимаю, что вы хотели выразиться образно, но получилось неудачно.
Это поможет ему поступать лишь из собственного желания, а не исходя из чужого мнения. |
По причине плохой репутации, недобросовестного лентяя обвинили в том, чего он не совершал. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, логикой развития мысли, грамматикой, речевым оформлением. Совет: перечитывайте сочинения несколько раз (каждый раз с разными целями: с точки зрения содержания, грамотности, повторов).
Желаю удачи!