ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема: творческие люди во время войны

  • Текст: Осколок снаряда порвал струны на скрипке
    Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

    Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

    «Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»

    А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.

    Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.

    На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое, и, может быть, за это моряки и актеры полюбили эту звезду и прозвали ее «подругой».

    Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

    – А Паганини играл и на одной струне…

    Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

    Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

    Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

    Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.

    Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

    Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград.

    В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

    – Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.

    Летчик – простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.

    Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.

    Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

    Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

    К. Паустовский
04.05.2024 07:19:38
Автор: Алиса Обейдат

         Какова роль творческих людей во время войны?
         Чтобы ответить на этот вопрос, Паустовский пишет о группе актеров, которых застала война на острове в Балтийском море. “Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали … атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье”. Читатель понимает, что во время народных бедствий люди творчества защищают родину в бою и трудятся наравне со всеми.
         Далее автор пишет о том, как актеры по вечерам, если не было нападений, устраивали спектакли и концерты в лесу, где даже не было нормального освещения. И чтобы хоть как-то  что-то разглядеть, отзывчивая публика наводила  на них “узкие лучи карманных электрических фонариков”. Так автор указывает на то, что артисты во время войны не забывают о своем призвании. Развлекая зрителей, они дают им на какое-то время забыть о тяготах боевых действий.
          Примеры, дополняя друг друга, позволяют нам понять, что творческие люди во время войны помогают бойцам сохранить как физические силы, так и моральные.
          Позиция автора такова: нельзя недооценивать роль артистов на войне, ведь они делают страну на шаг ближе к победе. Своим творчеством они поднимают дух других защитникам родины, и сами готовы отдать за нее жизнь.
          Я согласна с позицией автора. Действительно, люди творчества вносили огромный вклад в победу. Например, в книге, которую я читала недавно, были описаны гастроли группы музыкантов по военным лагерям. Уставшие от боевых действий солдаты, после концертов всегда было приподнято настроение, и они становились готовыми бить врага с новыми силами. Кроме того, подобные мероприятия давали им понять, что война не вечна и когда-то закончится.
Количество слов - 251

Рецензент: Бэлла Щепина

Здравствуйте, Алиса!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Последнее предложение является микровыводом к примеру из прочитанной вами книги. А заключения нет.

K6 – Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Своим творчеством они поднимают дух других защитникам родины, и сами готовы отдать за нее жизнь.
Запятая между однородными сказуемыми не нужна, поскольку есть союз и.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Чтобы ответить на этот вопрос, Паустовский пишет о группе актеров, которых застала война на острове в Балтийском море.
Неоправданная инверсия. Корректно: война застала.
“Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали … атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье”.
Если вы вставляете в сочинение предложение целиком, оформляйте цитату как прямую речь.
Своим творчеством они поднимают дух других защитникам родины…
Корректно: защитников.
Уставшие от боевых действий солдаты, после концертов всегда было приподнято настроение, и они становились готовыми бить врага с новыми силами.
Грамматически не связанные друг с другом части сложного предложения. Или можно было написать так: у уставших от боевых действий солдат после концертов всегда было приподнято настроение.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Читатель понимает, что во время народных бедствий люди творчества защищают родину в бою и трудятся наравне со всеми.

Неудачное словосочетание.

Действительно, люди творчества вносили огромный вклад в победу.

И тут.

Примеры, дополняя друг друга, позволяют нам понять…
Слово нам лишнее. (Балл не забираю.)

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Алиса, вы хорошо проанализировали текст, мне понравилось ваше сочинение. Тщательнее проверяйте работу, чтобы не терять баллы из-за невнимательности.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку