Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Важно ли читать произведения художественной литературы?
-
Текст: (1)Как любой учитель, преподающий литера(1)Как любой учитель, преподающий литературу, постоянно сталкиваюсь с тем, что ребята не читают произведения школьной программы. (2)Впрочем, не только их. (3)Некоторые из наших учеников, как те самые чиновники из «Мёртвых душ», вообще ничего не читают. (4)Как-то спросил ученицу девятого класса, которая никак не могла осилить эту поэму Гоголя: – (5)В чём проблема? – (6)Скучно! – (7)Что именно? – (8)Всё! – (9)А что ты читала: сами «Мёртвые души»? – (10)Да. В кратком изложении. – (11)Знаешь, мне однажды попался на глаза краткий пересказ «Евгения Онегина». (12)Начинался он так: «У Онегина заболел дядя». (13)У меня сразу скулы свело от скуки. (14)Ты полный текст поэмы прочитать попробуй! (15)«Мёртвые души» написаны так живо и остроумно, что скучать тебе точно не придётся. (16)Недавно, готовясь к уроку и в очередной раз перечитывая «Капитанскую дочку», ловил себя на мысли: «Зачем я это делаю? (17)Текст и так почти наизусть знаю!» (18)Каково же было моё изумление, когда, переворачивая одну страницу за другой, испытывал странное ощущение, что читаю этот роман впервые. 21 Сайт 100ballnik.com. Варианты для подготовки. Русский язык. 10–11 классы. Вариант РЯ2300102 1 2 (19)Вот на постоялом дворе, куда приводит Гринёва безвестный бродяга, как бы невзначай на стене оказываются «винтовка и высокая казацкая шапка». (20)И невольно вспоминается чеховская фраза из письма актёру Лазареву (Грузинскому): «Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него». (21)Как тут не согласиться с литературоведом Дмитрием Благим, который в книге «Мастерство Пушкина» утверждает: «Винтовка, висящая на стене хозяина умёта, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! (22)Равным образом “высокая шапка” является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачёва…» (23)Но особенно поразил меня один из фрагментов восьмой главы романа: «Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» (24)Так вон он – ключ к пушкинскому роману – «странное сцепление обстоятельств». (25)Цепь. (26)От странного белого облачка на краю неба, которое Гринёв по дороге из Симбирска в Оренбург принял «сперва за отдалённый холмик», до бурана, встречи с вожатым (Пугачёвым), пророческого сна, который, по словам Дмитрия Благого, скрепил «отдельные звенья романа в единое и стройное композиционное целое», – и вплоть до последних страниц произведения. (27)Теперь мне было с чем идти на урок. (28)А ученики очень остро это чувствуют: отрабатываю я «номер» или говорю с ними о том, что меня самого в этот момент по-настоящему волнует. (29)Кстати, именно после повторного прочтения классики, поражённый очередным неожиданным открытием, я написал большинство своих литературоведческих статей. (30)Иногда приходится слышать: «Ну что вы так переживаете за судьбу Онегина, Катерины Кабановой, Обломова? (31)Это же не люди, а литературные персонажи! (32)И вообще, – какое дело современным школьникам до того, что там произошло у какого-то Чацкого с Софией, какие шуры-муры крутил с ней секретарь Фамусова Молчалин и почему в итоге Чацкий выскочил из дома своего бывшего опекуна, как пробка из бутылки, с криком: “Kарету мне, карету!” (33)Это когда было! (34)Ровно двести лет тому назад! (35)Это же персонажи! (36)Фантомы! (37)Плод воображения сочинителя!» (38)Однако лично мне совершенно ясно: нет ни радости, ни пользы от чтения из-под палки книг, герои которых не имеют к нам никакого отношения. (39)Неслучайно же, представляя читателям своего героя, Пушкин пишет: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель… Сайт 100ballnik.com. Варианты для подготовки. Русский язык. 10–11 классы. Вариант РЯ2300102 1 3 (40)Автор романа в стихах, с одной стороны, сразу же говорит о том, что этот персонаж близок его душе, а с другой – приглашает своих читателей и читательниц к доверительному разговору. (41)Конечно, куда проще идти на урок, отстраняясь от литературных героев и их судеб, с готовыми решениями, набором методических приёмов, не сопереживая ни трагическому одиночеству Чацкого, ни аду в душе Раскольникова. (42)Расходование на уроке своих душевных сил, преподавание литературы, которое, по словам Бориса Пастернака, «не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз», учителю очень дорого обходится. (43)Здесь каждый учитель сам для себя решает, с чем именно идти на урок. (44)Убеждён: обрести духовный опыт можно только в том случае, если живо и эмоционально воспринимаешь творения великих писателей. (45)Всё, что ими написано, касается каждого из нас. (46)Как известно, за последние несколько тысячелетий человек мало изменился. (47)Его волнуют те же вопросы, которые заставляли браться за перо Шекспира и Пушкина, Мольера и Гоголя, Достоевского и Бальзака, Булгакова и Фицджеральда. (48)Поэтому так радостно было мне слышать в новом для меня классе, в котором в начале учебного года почти никто не читал классику: «Знаете, прочитала я “Шинель” Гоголя и почти всю ночь проплакала. (49)Вот не думала, что литературное произведение может так на меня подействовать!» (50)«Над вымыслом слезами обольюсь», – как писал об этом феномене Александр Сергеевич Пушкин. (По С.Л. Штильману*)
* Сергей Леонидович Штильман (род. в 1956 г.) – российский педагог, автор книг по методике преподавания русского языка и литературы, литературовед, поэт и прозаик, автор книг для подростков.
Автор рассказывает о незаинтересованности учеников в чтении классики. Он решил для подготовки к следующему уроку литературы перечитать «Капитанскую дочку». В процессе чтения Штильман изумляется, испытывая ощущение, что читает это роман впервые, ведь в тексте находится множество отсылок и важных деталей, которые он не замечал ранее. Также автор подчеркивает, что именно после «повторного прочтения классики» он «написал большинство своих литературоведческих статей». Данный пример показывает, что повторное чтение литературы позволяет увидеть множество скрытых деталей, тренирует внимательность, а также может стать источником вдохновения.
Далее автор сообщает о мнении, что герои художественных произведений никак не связаны с современными школьниками, они лишь плод воображения сочинителя. Конечно, он не согласен с данной точкой зрения, приводит отрывок из «Евгения Онегина», где Пушкин пишет, что Евгений «родился на брегах Невы», «где, может быть, родились вы». Так Пушкин говорит, что Онегин очень похож на нас. Также Штильман рассказывает о чувствах своей ученицы после прочтения классики: «Знаете, прочитала я “Шинель” Гоголя и почти всю ночь проплакала». Данная реакция показывает насколько мы близки к героям литературы. Итак, мы понимаем, что герои великих классиков очень похожи на нас, нас волнуют те же вопросы, мы можем многому у них научиться, благодаря чему не допустить их ошибок.
Второй пример – дополнение к первому, в котором становится очевидно, что чтение литературы тренирует внимательность к деталям, а также является источником вдохновения. Далее мы понимаем, что персонажи из художественных произведений сильно похожи на нас, нам следует учиться на их ошибках. Это помогает нам понять ту пользу, которую приносит чтение классики.
Позиция автора предельно ясна. Он убежден: читать произведения художественной литературы важно, обрести духовный опыт можно только, «если живо и эмоционально воспринимаешь творения» классиков. Всё, что ими написано, касается каждого из нас. Человек мало изменился, его волнуют те же вопросы, которые заставляли браться за перо великих писателей.
Я полностью согласен с С.Л. Штильманом. Действительно, чтение художественной литературы необходимо, вопросы, волнующие «вымышленных персонажей», актуальны для каждого из нас, проблемы героев могут помочь решить собственные. Приведу пример из жизненного опыта. Мой одноклассник прочитал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и Мир», где его впечатлила история Пьера Безухова, прошедшего огромный путь из неуверенного в себе человека, до счастливого успешного семьянина. Последовав, примеру Пьера он стал бороться с окружающими его обстоятельствами, стал смелее, счастливее.
Таким образом, чтение художественной литературы, несомненно, важно, оно поможет развить внимание к деталям, справиться с трудностями, преодолеть себя.
Здравствуйте, Кирилл!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена.
Также Штильман рассказывает о чувствах своей ученицы после прочтения классики: «Знаете, прочитала я “Шинель” Гоголя и почти всю ночь проплакала». Данная реакция показывает насколько мы близки к героям литературы. Итак, мы понимаем, что герои великих классиков очень похожи на нас, нас волнуют те же вопросы, мы можем многому у них научиться, благодаря чему не допустить их ошибок. |
Второй пример – дополнение к первому, в котором становится очевидно, что чтение литературы тренирует внимательность к деталям, а также является источником вдохновения. Далее мы понимаем, что персонажи из художественных произведений сильно похожи на нас, нам следует учиться на их ошибках. Это помогает нам понять ту пользу, которую приносит чтение классики. |
Зелёным — анализ связи второго и третьего примеров
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
Позиция автора предельно ясна. Он убежден: читать произведения художественной литературы важно, обрести духовный опыт можно только, «если живо и эмоционально воспринимаешь творения» классиков. Всё, что ими написано, касается каждого из нас. Человек мало изменился, его волнуют те же вопросы, которые заставляли браться за перо великих писателей. Я полностью согласен с С.Л. Штильманом. Действительно, чтение художественной литературы необходимо, вопросы, волнующие «вымышленных персонажей», актуальны для каждого из нас, проблемы героев могут помочь решить собственные. |
Автор рассказывает о незаинтересованности учеников в чтении классики. Он решил для подготовки к следующему уроку литературы перечитать «Капитанскую дочку». |
Итак, мы понимаем, что герои великих классиков очень похожи на нас, нас волнуют те же вопросы, мы можем многому у них научиться, благодаря чему не допустить их ошибок. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и Мир» |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Человек мало изменился, его волнуют те же вопросы, которые заставляли браться за перо великих писателей. |
Мой одноклассник прочитал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и Мир», где его впечатлила история Пьера Безухова, прошедшего огромный путь из неуверенного в себе человека, до счастливого успешного семьянина. |
Последовав, примеру Пьера он стал бороться с окружающими его обстоятельствами, стал смелее, счастливее. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
Шероховатость:
Мой одноклассник прочитал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и Мир», где его впечатлила история Пьера Безухова, прошедшего огромный путь из неуверенного в себе человека, до счастливого успешного семьянина. |
K10 - Соблюдение речевых норм — 0 баллов
Ошибки:
Также автор подчеркивает, что именно после «повторного прочтения классики» он «написал большинство своих литературоведческих статей». Данный пример показывает, что повторное чтение литературы позволяет увидеть множество скрытых деталей, тренирует внимательность, а также может стать источником вдохновения. |
Данный — лишнее слово, стилистически неуместное. Не ошибка, шероховатость
Далее автор сообщает о мнении, что герои художественных произведений никак не связаны с современными школьниками, они лишь плод воображения сочинителя. |
Далее автор сообщает о мнении, что герои художественных произведений никак не связаны с современными школьниками, они лишь плод воображения сочинителя. |
Далее автор сообщает о мнении, что герои художественных произведений никак не связаны с современными школьниками, они лишь плод воображения сочинителя. Конечно, он не согласен с данной точкой зрения, приводит отрывок из «Евгения Онегина» |
Далее мы понимаем, что персонажи из художественных произведений сильно похожи на нас, нам следует учиться на их ошибках. |
Конечно, он не согласен с данной точкой зрения, приводит отрывок из «Евгения Онегина», где Пушкин пишет, что Евгений «родился на брегах Невы», «где, может быть, родились вы». Так Пушкин говорит, что Онегин очень похож на нас. |
Мой одноклассник прочитал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и Мир», где его впечатлила история Пьера Безухова, прошедшего огромный путь из неуверенного в себе человека, до счастливого успешного семьянина. Последовав, примеру Пьера он стал бороться с окружающими его обстоятельствами, стал смелее, счастливее. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Вы перемудрили с комментарием. Не нужно в комментарии давать примеров «на запас»: их должно быть два. Получилось избыточно, логика работы хромает, большой композиционный перекос: огромный комментарий и маленькое всё остальное.
Не должно быть повторов мыслей (снижение по критерию К5 «Логика»).
Обратите внимание на личные местоимения: неверное их употребление рождает или двусмысленность, или избыточность.
В целом Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ — поработайте над замечаниями и рекомендациями, написанными в рецензии.
Удачи на ЕГЭ!