Запомни!
"Проблема влияния природы на человека"
-
Текст: (1)В жаркий парно́й день войдёшь в хвойн(1)В жаркий парно́й день войдёшь в хвойный лес, под крышу великого дома, и бродишь, бродишь глазами внизу. (2)Со стороны посмотрит кто-нибудь и подумает: он что-то ищет. (3)Что? (4)Если грибы, то весенние грибы — сморчки — уже прошли. (5)Ландыши? (6)Ещё не готовы.
— (7)Не потерял ли ты что-нибудь?
— (8)Да, — отвечаю, — я мысль свою в себе потерял и теперь вот чувствую — сейчас найду, вот тут, в заячьей капусте найду...
(9)Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? (10)Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая своё внимание к самому человеку.
(11)А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мёртвых. (12)Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «Неправдоподобно!» (13)Не верят, что есть такое добро среди людей.
(14)Если же станешь писать о мёртвых человеческих душах, как Гоголь, то хоть и признают реалистом, но это признание не даст отрады.
(15)И вот моё открытие: когда своё же человеческое, столь мне знакомое, столь мне привычное добро найдёшь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. (16)Именно так я нашёл себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой.
(17)На прогулке в лесу Л. высказала между прочим, что её очень огорчает моя обидчивость, и ранимость, и зависимость духа от мнения руководящих литературой людей.
(18)Мне захотелось подумать об этом покрепче, и я попросил её набрать к ужину грибов, а сам сел возле дерева, прислонился к нему спиной и стал думать — и в это время глядел и глядел на младенческое деревце можжевельника, величиной с палец, но сформированное, как кипарис.
(19)Вдруг послышались голоса, и молодёжь окружила меня, студенты и их девушки присели возле меня отдохнуть. (20)Желая завести с ними какой-нибудь хороший разговор, я указал им на мой можжевельник величиной с палец.
— (21)Примите к сердцу, — сказал, — вот это маленькое деревце, превратите его в своё собственное «я» и с этой точки зрения из себя — можжевельника изучите среду деревца. (22)Вот хотя бы эти два бессмертника, заслоняющие ему на несколько часов каждый день свет с юга: полезны ли они ему или вредны? (23)Подумайте и о том, что тень от самого можжевельника тоже влияет на рост трав сзади него, и какие это травы — теневыносливые или светолюбивые? (24)И так, разбирая всё, заключите свою композицию победной осенью, когда в конце летней борьбы света и тени макушка можжевельника поднимется на целый сантиметр вверх ближе к солнцу.
— (25)Что же это будет? — спросили студенты.
— (26)Это будет, — ответил я, — картина жизни вселенной в борьбе света и тени с героем всей этой борьбы величиной с палец.
(27)Студенты что-то поняли, чему-то очень обрадовались, выкопали моё деревце, уложили в корзину с грибами и унесли его, наверное, для опыта построения картины вселенной. (28)Я же продолжал сидеть у дерева и думать о слове не со стороны тщеславия, о слове, собирающем незнакомых мне людей в храм природы.
(29)Зачем унывать литератору, если самому можно быть для всех величиной с палец и в то же время быть героем вселенной?
(По М. М. Пришвину*, текст адаптирован Е. П. Дудиной)
* Михаил Михайлович Пришвин (1873−1954) — русский и советский писатель, прозаик и публицист.
Как природа влияет на человека?
Как природа влияет на человека? Ответ на этот вопрос можно найти в представленном для анализа тексте М.М.Пришвина.
В одном из фрагментов текста герой — рассказчик описывает момент появления потерянной им мысли на природе. Именно деревья, животные и атмосфера леса помогают повествователю обрести душевный покой и идеи для творчества. Окружение флоры и фауны положительно влияет на рассказчика, он подмечает незаметные детали окружающей среды, превращая их в дальнейшем в невероятные живые образы в своих произведениях. Становится ясно : влияние природы может вдохновить человека на создание чего — то нового в его творчестве.
Продолжая говорить о природе, герой — повествователь описывает встречу со студентами, которых герой заинтересовал своими рассуждениями о природе. Послушав повествователя, его монолог о значении места роста можжевельника и о том, как появляется борьба света и тьмы, студенты, с подачи рассказчика, выкопали деревце и отправились с ним на «построение картины вселенной». Природа смогла развить для студентов мысль о строении этого мира и о том, как его можно изменить собственными стараниями. Окружающая среда способна влиять на людей не только в плане творчества, но и плане мышления, видения мира и осмысления всего происходящего. Можно понять, что природа способна оказывать сильное влияние даже на восприятие мира человеком.
Второй пример, дополняя первый, позволяет нам сопоставить разные ситуации влияние природы на человека. С одной стороны, природа влияет на творческий потенциал и вдохновение человека, а с другой стороны, флора и фауна помогают людям составить полную картину мира и осознать все возможности его изменения.
Позиция автора ясна: природа раскрывает в человеке новые светлые стороны, она вдохновляет на поиск и открытие чего — то нового в каждом из нас. Именно природа заставляет людей улыбаться и радоваться простым мелочам, ведь в них и заложено всё самое живое и близкое сердцу.
Не согласиться с автором невозможно : природа оказывает на человека огромное влияние, позволяя ему совершенствоваться. Ярким примером сильного влияние природы на человека можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой, сбежав из монастыря и пробыв в дикой природе 3 дня, увидел весь окружавший его мир, осознал всю степень его красоты и величия, а главное — ощутил свободу, которой так грезил. Природа повлияла на мышление Мцыри, на его понимание истинной свободы. Становится понятно, что природа способна повлиять не просто на картину мира человека, но и на её ощущение и на понимание некоторых истин жизни.
Таким образом можно сделать вывод : природа оказывает колоссальное влияние на человека во всех сферах его жизни, начиная творчеством и заканчивая мышлением и строением картины мира.
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки: смысловые повторы. Фраза о влиянии природы на человека повторяется в сочинении 5 раз.
K6 – Богатство речи: + 0 баллов.
Ошибки:
Не согласиться с автором невозможно : природа оказывает на человека огромное влияние, позволяя ему совершенствоваться. Ярким примером сильного влияние природы на человека можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой, сбежав из монастыря и пробыв в дикой природе 3 дня, увидел весь окружавший его мир, осознал всю степень его красоты и величия, а главное — ощутил свободу, которой так грезил. Природа повлияла на мышление Мцыри, на его понимание истинной свободы. Становится понятно, что природа способна повлиять не просто на картину мира человека, но и на её ощущение и на понимание некоторых истин жизни. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
дополняя первый, позволяет нам сопоставить разные ситуации влияние природы на человека. |
Ярким примером сильного влияние природы на человека можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». |
природа оказывает колоссальное влияние на человека во всех сферах его жизни, начиная творчеством и заканчивая мышлением и строением картины мира. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
В одном из фрагментов текста герой — рассказчик описывает момент появления потерянной им мысли на природе. |
Продолжая говорить о природе, герой — повествователь описывает встречу со студентами, которых герой заинтересовал своими рассуждениями о природе. |
Послушав повествователя, его монолог о значении места роста можжевельника и о том, как появляется борьба света и тьмы |
выкопали деревце и отправились с ним на «построение картины вселенной» |
Природа смогла развить для студентов мысль |
заканчивая мышлением и строением картины мира. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Дарья, у вас получилось сильное сочинение. Немного поработайте над речью, следите за окончаниями, обязательно перечитайте свой текст вслух, прежде чем сдать на проверку. Дарья, еще разберитесь с терминами: герой-рассказчик действует только в художественных текстах, написанных от первого лица. Художественные -- такие, в которых описан вымышленный мир, то есть автор пишет не о себе. Перед нами текст публицистический. автор пишет о себе, поэтому можете называть его автор, писатель, Пришвин. А вот слово "повествователь" вообще никогда не используйте в сочинениях по русскому языку, поскольку это литературоведческий термин, обозначающий фигуру вымышленного писателя. Так, например, Пушкин написал "Повести Белкина", выдумав Белкина -- повествователя.