Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: (1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульв
    (1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульвару шли два приятеля. (2)Один высокий, красивый брюнет в поношенной медвежьей шубе и цилиндре, другой – маленький, рыженький человек в рыжем пальто с белыми костяными пуговицами. (3)Оба шли и молчали. (4)Брюнет слегка насвистывал мазурку, рыжий угрюмо глядел себе под ноги.

    — (5)Не посидеть ли нам? — предложил наконец брюнет, когда оба приятеля увидели тёмный силуэт Пушкина и огонёк над воротами Страстного монастыря.

    (6)Рыжий молча согласился, и приятели уселись.

    — (7)У меня есть к тебе маленькая просьба, Николай Борисыч, — сказал брюнет после некоторого молчания. — (8)Не можешь ли ты, друг, дать мне взаймы рублей десять-пятнадцать? (9)Через неделю отдам…

    (10)Рыжий молчал.

    — (11)Я не стал бы тебя и беспокоить, если бы не нужда. (12)Скверную штуку сыграла со мной сегодня судьба… (13)Жена дала мне сегодня утром заложить свой браслет… (14)Нужно ей за свою сестрёнку в гимназию заплатить… (15)Я, знаешь, заложил и вот… при тебе сегодня карты нечаянно проиграл…

    (16)Рыжий задвигался и крякнул.

    — (17)Пустой ты человек, Василий Иваныч! — сказал он, покрививши рот злой усмешкой. — (18)Пустой человек! (19)Какое ты право имел садиться с барынями играть в карты, если ты знал, что эти деньги не твои, а чужие? (20)Ну, не пустой ли ты человек, не фат ли? (21)Постой, не перебивай… (22)Дай я тебе раз навсегда выскажу… (23)К чему эти вечно новые костюмы, эта вот булавка на галстухе? (24)К чему этот дурацкий цилиндр? (25)К чему это вечное хвастанье своими несуществующими знакомствами? (26)Знаком и с Хохловым, и с Плевако, и со всеми редакторами! (27)Когда ты сегодня лгал о своих знакомствах, у меня за тебя глаза и уши горели! (28)Лжёшь и не краснеешь! (29)А когда ты играешь с этими барынями, проигрываешь им женины деньги, ты так пошло и глупо улыбаешься, что просто… пощёчины жалко!

    — (30)Ну оставь, оставь… Ты не в духе сегодня…

    — (31)Ну, пусть это фатовство есть мальчишество, школьничество… (32)Я согласен допустить это, Василий Иваныч… ты ещё молод… (33)Но не допущу я… не пойму одной вещи… (34)Как мог ты… сподличать? (35)Я видел, как ты, сдавая, достал себе из-под низу пикового туза!

    (36)Василий Иваныч покраснел, как школьник, и начал оправдываться. (37)Рыжий настаивал на своём. (38)Спорили громко и долго. (39)Наконец оба мало-помалу умолкли и задумались.

    — (40)Это правда, я сильно завертелся, — сказал брюнет после долгого молчания. — (41)Правда… (42)Весь я потратился, задолжался, растратил кое-что чужое и теперь не знаю, как выпутаться. (43)Совестно и людей, и самого себя… (44)Делаю массу глупостей, гадостей, из самых мелких побуждений, и в то же время никак не могу остановиться… (45)Скверно! (46)А ты, Николай Борисыч, не осуждай меня… не бросай камня…

    (47)Николай Борисыч машинально, сам того не сознавая, протянул вперёд руку и… махнул ею. (48)Звук пощёчины нарушил тишину ночи… (49)Цилиндр слетел с головы брюнета и покатился по утоптанному снегу. (50)Всё это произошло в одну секунду, неожиданно, и вышло глупо, нелепо. (51)Рыжему тотчас же стало стыдно этой пощёчины. (52)Он уткнул лицо в полинялый воротник пальто и зашагал по бульвару. (53)Дойдя до Пушкина, он оглянулся на брюнета, постоял минуту неподвижно и, словно испугавшись чего-то, побежал к Тверской…

    (54)Василий Иваныч долго просидел молча и не двигаясь. (55)Мимо него прошла какая-то женщина и со смехом подала ему цилиндр. (56)Он машинально поблагодарил, поднялся и пошёл.

    (57)«Сейчас зуденье начнётся, – думал он через полчаса, взбираясь по длинной лестнице к себе на квартиру. – (58)Достанется мне от супруги за проигрыш! (59)Всю ночь будет проповедь читать! (60)Скажу, что потерял деньги…»

    (По А.П. Чехову*)


    * Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург.

29.04.2024 15:00:35
Автор: Александр Куриленко

В предложенном для анализа тексте Антон Павлович Чехов ставит проблему лжи.
Приятели шли по Тверскому бульвару, решили присесть и один попросил дать другого взаймы. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложения 23-29, где Николай Борисыч говорит о том, что его приятель, хвастает перед всеми своими несуществующими знакомствами и не стыдится этого. Также рассмотрим предложения 35-36: «Я видел, как ты, сдавая, достал себе из-под низу пикового туза! Василий Иваныч покраснел, как школьник, и начал оправдываться». Анализируя пример, мы понимаем, что постоянно обманывающий человек при удачном случае может без упреков совести пойти на обман более высокого уровня.
Далее обратимся к предложениям 40-46, в которых мы видим раскаяние Василия Иваныча с просьбой не осуждать. Отметим, что мужчина в итоге всё же решил не говорить жене о том, что проиграл деньги. Читатель понимает, что регулярно обманывающие люди все ещё имеют совесть и могут раскаиваться, но в то же время, если эти люди лгут постоянно, им очень сложно перестать обманывать.
Примеры, дополняя друг друга, показывают читателю всё нутро обманщиков, демонстрируют, как легко такие люди идут на обман и как сложно бывает отказаться от него.
Позиция автора ясна. Антон Павлович показывает нам, как важно не превращать вранье и обман в повседневность.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что ложь на постоянной основе портит людей. К примеру, сразу вспоминается случай из моей жизни: как-то раз в школе я разговаривал с одноклассниками о покупке телефона, и вдруг ко мне подошел мой, как я думал тогда, друг и предложил одно «очень выгодное» предложение. Поначалу я отнёсся к нему скептически, но потом этот человек очень хорошо меня обработал, и я отдал ему деньги. Как можно было догадаться, никакого телефона на выходе я не получил. После этой ситуации я начал замечать, что этот «друг» часто врёт, причем не только мне, и постепенно теряет всё то, из-за чего мы некогда дружили.
Хотелось бы верить, что читатели поразмышляют над проблемой, поставленной Антоном Павловичем Чеховым, и будут стараться меньше прибегать ко лжи, чтобы наш мир стал чуточку светлее.
Количество слов - 326

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

Слово "ложь" указывает на тему текста, а какая проблема в нем поднимается -- из вашего сочинения непонятно. Во избежание такой неопределенности рекомендую вам формулировать проблему в виде вопросительного предложения.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

К логике рассуждения  в связи с позицией автора у меня возникли вопросы.

1 пример: люди легко идет на обман. 2 пример: люди, привыкшие обманывать, не могут остановиться.

Позиция автора: важно не привыкать ко лжи.

Вопрос: а почему это важно? Как вы вышли на оценочное суждение, через какие примеры поняли, что врать -- плохо? Ни в первом, ни во втором примере у вас не прослеживается негативное отношение к поступкам персонажа. Поэтому авторская мысль в вашем рассуждении выглядит нелогично и неубедительно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Такая же логическая ошибка, как и в случае с позицией автора. Вы написали тезис о том, что ложь портит людей. Но не написали, как именно испортился ваш друг, обманувший вас. Судя по примеру, друг-лжец вполне хорошо себя чувствует, а пострадали только вы.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Приятели шли по Тверскому бульвару, решили присесть и один попросил дать другого взаймы. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложения 23-29,
Между предложениями отсутствует связь.

Логические ошибки в изложении позиции автора и своей позиции.

K6 – Богатство  речи: + 1 балла.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Приятели шли по Тверскому бульвару, решили присесть ЗПТ и один попросил дать другого взаймы.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложения 23-29, где Николай Борисыч говорит о том, что его приятель, хвастает перед всеми своими несуществующими знакомствами и не стыдится этого.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Антон Павлович показывает нам, как важно не превращать вранье и обман в повседневность.
Сопоставление несопоставимых понятий. Обман -- это поступок человека, повседневность -- это категория времени. Нельзя превратить одно в другое.
вдруг ко мне подошел мой, как я думал тогда, друг и предложил одно «очень выгодное» предложение.
Тавтология.
Поначалу я отнёсся к нему скептически, но потом этот человек очень хорошо меня обработал, и я отдал ему деньги.
В этом значении слово является разговорным.
После этой ситуации я начал замечать, что этот «друг» часто врёт, причем не только мне, и постепенно теряет всё то, из-за чего мы некогда дружили.
Описанная вами ситуация не соотносится со значением глагола "врать": вы стали жертвой мошенничества, слово "врать" слишком мягкое для обозначения указанного поступка. Фраза "теряет все то, из-за чего мы дружили", недостаточна по смыслу: непонятно, что это могло быть -- из-за чего вы дружили и как это можно потерять.
Приятели шли по Тверскому бульвару, решили присесть и один попросил дать другого взаймы.
Нарушен порядок слов. Правильно: и один попросил другого дать взаймы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой рассуждения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку