Запомни!
Какие поступки определяют неравнодушие человека?
-
Текст: (1)Было это давно уже, что-то году в сор(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
(7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
(39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
По А.А. Беляев
Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя. Кузьма Куроптев, пятнадцатилетний мальчишка, одетый очень бедно, мечтал поступить в мореходное училище. Очень смышлёный, однако не проходил по росту. Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму, так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений. На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного. Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия.
Автор также обращает внимание на то, что Кузьма Куроптев отважно полез в раскалённую топку, тем самым спасая весь сейнер. Когда у героя поинтересовались, что его заставило лезть в топку, он ответил: "... надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы". Этот пример свидетельствует о неравнодушии главного героя по отношению к своим товарищам и любимому делу, Кузьма не побоялся раскалённой топки, тем самым продемонстрировав своё небезразличие и смелость.
Примеры, дополняющие друг друга, доказывают, что неравнодушие может проявляться по отношению как и к одному человеку, так и целой группе людей.
Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора. Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их.
Я согласен с позицией автора. Действительно, помощь и поддержка окружающих людей очень важна. В произведении Андрея Платонова "Юшка" главный герой абсолютно бескорыстно помогал девочке-сироте, отправлял ей деньги на обучение. Поступок Ефима Дмитриевича и есть проявление настоящего неравнодушия.
В заключение хочется подчеркнуть, что неравнодушие определяется в желании помогать людям, проявлении интереса к окружающим.
Здравствуйте, Марина!
Вы хорошо знаете структуру сочинения, умеете строить рассуждение.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но попытку анализа, которую вы сделали, нельзя засчитать.
Примеры, дополняющие друг друга, доказывают, что неравнодушие может проявляться по отношению как и к одному человеку, так и целой группе людей. |
Из Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года:
"Связь «дополнение» будет учитываться только в случае, если в работе логично и последовательно показано, КАК (В ЧЁМ ИМЕННО) второй пример-иллюстрация дополняет первый. Подобная связь требует от экзаменуемого на содержательном уровне чёткого и исчерпывающего разъяснения, что делает эту связь достаточно трудной для реализации".
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя. |
Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора. Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их. Я согласен с позицией автора. Действительно, помощь и поддержка окружающих людей очень важна. В заключение хочется подчеркнуть, что неравнодушие определяется в желании помогать людям, проявлении интереса к окружающим. |
K6 – Богатство речи + 0 баллов
Ошибки:
Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму, так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений. На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного. |
К сожалению, по новым требованиям за такие неоправданные повторы в пределах одного абзаца эксперты будут вынуждены снимать балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Очень смышлёный, однако не проходил по росту. |
Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Какие поступки определяют неравнодушие человека? На этот вопрос отвечает Беляев Альберт Андреевич, автор предложенного для анализа текста. Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их. |
Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя. |
Возможный вариант замены: Чтобы привлечь внимание...
Очень смышлёный, однако не проходил по росту. Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму, так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений. |
На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного. |
Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, речевым оформлением. Особенно обратите внимание на повторы. Старайтесь несколько раз проверять сочинение с разными целями: с точки зрения содержания, грамотности и повторов. Прислушайтесь к советам, поработайте над этими аспектами, вы увидите, что результат будет лучше!
Желаю успехов на ЕГЭ!