Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какие поступки определяют неравнодушие человека?

  • Текст: (1)Было это давно уже, что-то году в сор
    (1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
    (3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
    (7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
    (12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
    (14)Завуч вздохнул и развел руками.
    — (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
    (16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
    — (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
    (23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
    (30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
    (33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
    (39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
    (41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
    По А.А. Беляев
27.04.2024 02:44:25
Автор: Марина Рулева

Какие поступки определяют неравнодушие человека? На этот вопрос отвечает Беляев Альберт Андреевич, автор предложенного для анализа текста.
    Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя. Кузьма Куроптев, пятнадцатилетний мальчишка, одетый очень бедно, мечтал поступить в мореходное училище. Очень смышлёный, однако не проходил по росту. Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму,  так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений. На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного.  Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия.
Автор также обращает внимание на то, что Кузьма Куроптев отважно полез в раскалённую топку, тем самым спасая весь сейнер. Когда у героя поинтересовались, что его заставило лезть в топку, он ответил: "... надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы". Этот пример свидетельствует о неравнодушии главного героя по отношению к своим товарищам и любимому делу, Кузьма не побоялся раскалённой топки, тем самым продемонстрировав своё небезразличие и смелость.
Примеры, дополняющие друг друга, доказывают, что неравнодушие может проявляться по отношению как и к одному человеку, так и целой группе людей.
Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора. Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их.
Я согласен с позицией автора. Действительно, помощь и поддержка окружающих людей очень важна. В произведении Андрея Платонова "Юшка" главный герой абсолютно бескорыстно помогал девочке-сироте, отправлял ей деньги на обучение. Поступок Ефима Дмитриевича и есть проявление настоящего неравнодушия.
В заключение хочется подчеркнуть, что неравнодушие определяется в желании помогать людям, проявлении интереса к окружающим.
Количество слов - 289

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Марина!

Вы хорошо знаете структуру сочинения, умеете строить рассуждение.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но попытку анализа, которую вы сделали, нельзя засчитать.

Примеры, дополняющие друг друга, доказывают, что неравнодушие может проявляться по отношению как и к одному человеку, так и целой группе людей.
Здесь, к сожалению, нет анализа, нет разводки примеров (не засчитывается).
Из Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года:
"Связь «дополнение» будет учитываться только в случае, если в работе логично и последовательно показано, КАК (В ЧЁМ ИМЕННО) второй пример-иллюстрация дополняет первый. Подобная связь требует от экзаменуемого на содержательном уровне чёткого и исчерпывающего разъяснения, что делает эту связь достаточно трудной для реализации".

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя.
Это начало комментария. Лучше сразу вводить героя(-ев). С самого начала должно быть понятно, о чём/о ком пойдёт речь.
Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора. Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их.
Я согласен с позицией автора. Действительно, помощь и поддержка окружающих людей очень важна.

В заключение хочется подчеркнуть, что неравнодушие определяется в желании помогать людям, проявлении интереса к окружающим.
Повторы мыслей (логическая ошибка).

K6 – Богатство речи + 0 баллов

Ошибки:

Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму,  так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений. На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного.
Трижды в одном абзаце употреблено слово, которое нельзя назвать ключевым.
К сожалению, по новым требованиям за такие неоправданные повторы в пределах одного абзаца эксперты будут вынуждены снимать балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Очень смышлёный, однако не проходил по росту.
Неудачно построено предложение. Может быть, лучше вставить определяемое слово "он". Вариант замены: Он, очень смышлёный, однако не сумел пройти в училище по конкурсу.
Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия.
Неправильно построено предложение. Нарушение  в построении предложения с деепричастным оборотом.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Какие поступки определяют неравнодушие человека? На этот вопрос отвечает Беляев Альберт Андреевич, автор предложенного для анализа текста.

Беляев Альберт Андреевич считает, что неравнодушие проявляется в умении помогать людям и поддерживать их.
Не совсем уместно расположены фамилия, имя и отчество автора: фамилию впереди имени употребляют, как правило, в официально-деловом стиле. Лучше всё-таки писать прямой порядок или инициалы + фамилия (Альберт Андреевич Беляев, А.А. Беляев).
Чтобы обратить внимание читателя, автор обращается к истории из жизни главного героя.
Неоправданные повторы + нарушение сочетаемости/ смысловая неполнота. Обратить внимание можно на ЧТО-ТО, либо нужно заменить слово "обратить" на "привлечь".
Возможный вариант замены: Чтобы привлечь внимание...
Очень смышлёный, однако не проходил по росту. Рассказчик, будучи работником приёмной комиссии, принял Кузьму,  так как заметил в нём упорство и серьёзность его намерений.
Здесь можно обойтись без местоимения. Неоправданное повторение однокоренных слов.
На решение рассказчика повлияла ещё и ситуация из его жизни, когда в него однажды также поверили. Филипп Тимофеевич, наставник рассказчика, "под крыло своё брал, учил, в люди выводил" своего подопечного.  
Не увлекайтесь местоимениями.
Эти примеры свидетельствует о том, что смелость взять под свою ответственность мальчишку, хотя и нарушая правила, желание помочь ему в трудной ситуации, - и есть проявление неравнодушия.
Неудачный порядок слов. Вариант замены: ... взять под свою ответственность мальчишку - это смелость (является смелостью).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, речевым оформлением. Особенно обратите внимание на повторы. Старайтесь несколько раз проверять сочинение с разными целями: с точки зрения содержания, грамотности и повторов. Прислушайтесь к советам, поработайте над этими аспектами, вы увидите, что результат будет лучше!

Желаю успехов на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку