Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения человека на природе

  • Текст: (1)И всё-таки у Природы как целого, как
    (1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. (3)Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4)Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, неподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

    (6)Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли вдоль берега по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. (7)Был август – лучшее, самое благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками. (8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость…

    (11)А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, и далеко в воде поблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с озера.

    (12)Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (13)Я продолжал говорить. (14)Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (15)Товарищ принял этот случай безучастно. (16)Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удаётся видеть и за сорок метров – и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. (17)Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, – больше, чем удивлён, он уже не удивится. (18)Он был полон, как говорится, с крышкой.

    (19)Помню, его доконала в тот день нерпа. (20)Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (21)Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (22)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно, а он, напротив, возвышает его. (23)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду.

    (25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л.Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».



    (По В.Г. Распутину*)
24.04.2024 16:20:58
Автор: Александр Куриленко

В предложенном для анализа тексте Валентин Григорьевич Распутин ставит проблему поведения человека на природе.
В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо.
Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются.
Примеры, дополняя друг друга, показывают поведение и состояние человека в природе в разных ситуациях: при виде величия природы и при непосредственной встрече с её созданием.
Позиция автора ясна. Валентин Григорьевич Распутин считает, что, находясь в природе, человек пребывает в огромном изумлении и удивлении, ощущает воодушевление. Природа возвышает людей.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что на природе человек наполняется энергией, чувствует умиротворение, лёгкость и другие высокие чувства. Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале. Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы. В тот момент я понял, как все мои проблемы малы, ощутил неописуемую лёгкость в груди и огромное восхищение.
Количество слов - 296

Рецензент: Алена Задорина

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 0 баллов

Пример 1 в сочинении зачтен, пояснение к нему не зачтено. Пример 2 в сочинении зачтен, пояснение к нему не зачтено. Взаимосвязь между примерами не зачтена, так как не зачтены оба пояснения к примерам.

В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо.

Пояснение дублирует иллюстрацию. Это не вывод, а двойной пересказ. Пояснение не зачтено.

Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются.

И снова пояснение дублирует иллюстрацию. Пояснение не зачтено.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

В предложенном для анализа тексте Валентин Григорьевич Распутин ставит проблему поведения человека на природе.

Слово «поведение» неточно передает содержание текста, ведь в нем говорится о том, как по-разному человек может природу воспринимать. Судя по выявленной авторской позиции, проблему Вы поняли верно, но сформулировали не совсем логично.

После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами…»

Предложения логически не связаны.

+

Отсутствует заключение.

K6 – Богатство речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив ЗПТ возвышает его».

запятая при вв.сл.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Валентин Григорьевич Распутин считает, что, находясь в природе, человек пребывает в огромном изумлении и удивлении, ощущает воодушевление.

Предлог «в» неудачно подобран. Возможно, лучшей заменой будет «среди».

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо.

Множество повторов; притяжательное местоимение его (с его товарищем) избыточно.

Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками».

Непонятно, кто заметил нерпу: товарищ или автор. Речевая двусмысленность.

После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго».

Слово «побег» в данном контексте неуместно, так как в словаре побег - это самовольное оставление места заключения или заточения, как правило, благодаря случайному стечению обстоятельств или тщательно разработанному плану.

Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются.

Повторы

Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале.

Речевая недостаточность. В каком плане Вы приведете себя?

Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы.

Нарушение лексической сочетаемости.

Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что на природе человек наполняется энергией, чувствует умиротворение, лёгкость и другие высокие чувства. Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале. Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы. В тот момент я понял, как все мои проблемы малы, ощутил неописуемую лёгкость в груди и огромное восхищение.

Повтор

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Итоги: Работа свидетельствует о понимании исходного текста, его проблематики. Однако присутствуют структурные нарушения в частях работы. Так, в комментарии пояснения к иллюстрациям подменяются пересказом этих же самых иллюстраций, а должны быть выводы. Заключение отсутствует совсем – работа обрывается на сообщении о том, как Вы забрались на гору с деревом. В сочинении присутствуют множественные повторения одних и тех же слов, словоформ, что указывает на необходимость работы с речью, чтобы сделать ее более разнообразной и точной.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку