Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Проблема поведения человека на природе
-
Текст: (1)И всё-таки у Природы как целого, как(1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. (3)Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4)Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, неподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(6)Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли вдоль берега по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. (7)Был август – лучшее, самое благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками. (8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость…
(11)А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, и далеко в воде поблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с озера.
(12)Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (13)Я продолжал говорить. (14)Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (15)Товарищ принял этот случай безучастно. (16)Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удаётся видеть и за сорок метров – и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. (17)Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, – больше, чем удивлён, он уже не удивится. (18)Он был полон, как говорится, с крышкой.
(19)Помню, его доконала в тот день нерпа. (20)Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (21)Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (22)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно, а он, напротив, возвышает его. (23)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду.
(25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л.Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».
(По В.Г. Распутину*)
В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо.
Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются.
Примеры, дополняя друг друга, показывают поведение и состояние человека в природе в разных ситуациях: при виде величия природы и при непосредственной встрече с её созданием.
Позиция автора ясна. Валентин Григорьевич Распутин считает, что, находясь в природе, человек пребывает в огромном изумлении и удивлении, ощущает воодушевление. Природа возвышает людей.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что на природе человек наполняется энергией, чувствует умиротворение, лёгкость и другие высокие чувства. Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале. Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы. В тот момент я понял, как все мои проблемы малы, ощутил неописуемую лёгкость в груди и огромное восхищение.
Здравствуйте, Александр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 0 баллов
Пример 1 в сочинении зачтен, пояснение к нему не зачтено. Пример 2 в сочинении зачтен, пояснение к нему не зачтено. Взаимосвязь между примерами не зачтена, так как не зачтены оба пояснения к примерам.
В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо. |
Пояснение дублирует иллюстрацию. Это не вывод, а двойной пересказ. Пояснение не зачтено.
Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются. |
И снова пояснение дублирует иллюстрацию. Пояснение не зачтено.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
В предложенном для анализа тексте Валентин Григорьевич Распутин ставит проблему поведения человека на природе. |
Слово «поведение» неточно передает содержание текста, ведь в нем говорится о том, как по-разному человек может природу воспринимать. Судя по выявленной авторской позиции, проблему Вы поняли верно, но сформулировали не совсем логично.
После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами…» |
Предложения логически не связаны.
+
Отсутствует заключение.
K6 – Богатство речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив ЗПТ возвышает его». |
запятая при вв.сл.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Валентин Григорьевич Распутин считает, что, находясь в природе, человек пребывает в огромном изумлении и удивлении, ощущает воодушевление. |
Предлог «в» неудачно подобран. Возможно, лучшей заменой будет «среди».
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
В тексте автор описывает прогулку с его товарищем на берегу Байкала. Комментируя поставленную проблему, обратим внимание на предложение 12, где автор, рассказывая о прогулке с товарищем, описывает его поведение: «Все, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже удивляться и восхищаться, замолчал». Затем писатель отмечает, что его историю товарищ принял «безучастно». Друг «был полон, как говорится, с крышкой». Валентин Григорьевич обращает внимание читателя на то, как человек, столкнувшийся с величием природы и переполненный удивлением и восхищением, замолкает, не в силах воспринимать что-либо. |
Множество повторов; притяжательное местоимение его (с его товарищем) избыточно.
Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». |
Непонятно, кто заметил нерпу: товарищ или автор. Речевая двусмысленность.
После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». |
Слово «побег» в данном контексте неуместно, так как в словаре побег - это самовольное оставление места заключения или заточения, как правило, благодаря случайному стечению обстоятельств или тщательно разработанному плану.
Далее рассмотрим поведение товарища автора, только что заметившего нерпу: он «вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками». После побега этого редкого животного товарищ «в последнем изумлении от нерпы и себя умолк, и на этот раз надолго». Далее автор рассуждает о том, что Байкал «должен подавлять человека своим величием и размерами… а он, напротив возвышает его». Этими примерами писатель показывает нам, как люди, встретив прекрасное природное создание, изумляются и возвышаются. |
Повторы
Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале. |
Речевая недостаточность. В каком плане Вы приведете себя?
Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы. |
Нарушение лексической сочетаемости.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что на природе человек наполняется энергией, чувствует умиротворение, лёгкость и другие высокие чувства. Например, приведу себя, оказавшегося на Байкале. Там я, забравшись на гору с деревом, к которому было подвязано множество цветных ленточек, огляделся вокруг, увидел, как далеко простирается Байкал, увидел масштаб этой природы. В тот момент я понял, как все мои проблемы малы, ощутил неописуемую лёгкость в груди и огромное восхищение. |
Повтор
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Итоги: Работа свидетельствует о понимании исходного текста, его проблематики. Однако присутствуют структурные нарушения в частях работы. Так, в комментарии пояснения к иллюстрациям подменяются пересказом этих же самых иллюстраций, а должны быть выводы. Заключение отсутствует совсем – работа обрывается на сообщении о том, как Вы забрались на гору с деревом. В сочинении присутствуют множественные повторения одних и тех же слов, словоформ, что указывает на необходимость работы с речью, чтобы сделать ее более разнообразной и точной.