ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема личности на войне

  • Текст: (1)С перебитой ногой я лежал у окна сани
    (1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

    (6)Но именно это и произошло.

    (7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

    (9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.

    (11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

    – (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

    (16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

    (18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку,

    и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

    – (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

    21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

    (23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

    (26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

    – (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.

    (31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

    (33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

    (37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

    (41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок

    с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

    (44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

    – (46)Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

    – (47)Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие.

    – (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

    (51)Он стал коротко, быстро дышать:

    – Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

    (53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

    (54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

    (По В.А. Каверину*)

    * Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.
15.04.2024 03:49:45
Автор: Николай Кондратенко

Как война раскрывает личностные качества? Такой вопрос ставит В.А. Каверин в предложенном для анализа тексте.
Автор рассказывает о том, как немцы напали на санитарный поезд с ранеными солдатами. Две медсестры помогают рассказчику с перебитой ногой выбраться оттуда, и они, Ромашов и два легко раненных бойца залегают в маленькой осиновой роще, перебравшись вместе через болото. Санитарки и солдаты, понимая, что герой не может самостоятельно передвигаться, уходят, чтобы поставить дрезину на рельсы: «Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной». Таким образом, В. А. Каверин показывает нам на этом примере, как санитарки и бойцы проявляют преданность и самоотверженность, несмотря на то что рискуют своими жизнями, так как могут попасть под обстрел немцев.
Далее писатель повествует о том, как они долго ждут возвращения девушек и солдат. Ромашов не выдерживает напряжения и предает рассказчика, забрав мешок с пистолетом и оставив героя умирать. Автор с помощью данного примера демонстрирует нам то, как война раскрыла другую сторону личности: эгоизм и жестокость.
В.А. Каверин использует прием антитезы, для того чтобы показать нам, как некоторые люди проявляют морально высокие качества во время войны, в то время как другие открываются с худшей стороны.
Позиция писателя предельно ясна: война раскрывает как хорошие, так и плохие качества личности. Человек может проявить либо жертвенность и смелость, либо эгоизм и жестокость.
Я согласен с позицией В. А. Каверина, также считаю, что война показывает людей с разных сторон. Для обоснования моего мнения приведу в качестве примера роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Когда Емельян Пугачев напал на крепость, много солдат перешло на его сторону, в том числе и Швабрин. Это характеризует их как предателей и трусов. Однако Гринев остался верным бойцом и продолжил защищать крепость, несмотря на безнадежность ситуации. Таким образом, пример Гринева и Швабрина убеждает нас в том, что личность может абсолютно по-разному раскрыться во время войны.
Подведя итог вышесказанному, я считаю, что война является моральным испытанием человека: она испытывает его силу воли и духовное состояние.
Количество слов - 320

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Николай!

Ваше сочинение оценено следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Первый пример (поведение санитарок) указан и пояснен.

Второй пример (поступок Ромашова) указан и пояснен.

Связь (антитеза) верно названа и проанализирована.

К3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора определена верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Обоснование своей точки зрения должно включать согласие/несогласие с позицией автора, собственные тезисы и пример-иллюстрацию. Помните: наличие последнего не избавляет от необходимости объяснять, почему вы солидарны с автором текста и по какой причине эта точка зрения вам близка. В следующей работе советую более подробно описывать свои соображения, иначе балл по этому критерию можно потерять.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Две медсестры помогают рассказчику с перебитой ногой выбраться оттуда, и они, Ромашов и два легко раненных бойца залегают в маленькой осиновой роще, перебравшись вместе через болото.
Это кто? Все сведения о героях нужно давать с самого начала.
Санитарки и солдаты, понимая, что герой не может самостоятельно передвигаться, уходят, чтобы поставить дрезину на рельсы: «Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной».
Вы зачем-то рассказываете об одном и том же действии дважды. Сочинение не обязательно должно содержать цитаты, так что не стоит приводить их просто ради того, чтобы они были.
Когда Емельян Пугачев напал на крепость, много солдат перешло на его сторону, в том числе и Швабрин... Однако Гринев остался верным бойцом и продолжил защищать крепость, несмотря на безнадежность ситуации.
Кто это?

K6 – Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибок нет, но есть одно замечание:

Две медсестры помогают рассказчику с перебитой ногой выбраться оттуда, и они, Ромашов и два легко раненных бойца залегают в маленькой осиновой роще, перебравшись вместе через болото.
Все подчеркнутые фрагменты точно в таком же виде встречались в тексте, поэтому есть вероятность, что такое обращение к отрывку из произведения Каверина будет расценено как повод снизить балл по данному критерию из-за отсутствия кавычек. В следующий раз либо ставьте их, либо пересказывайте эпизод своими словами.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Автор рассказывает о том, как немцы напали на санитарный поезд с ранеными солдатами. Две медсестры помогают рассказчику с перебитой ногой выбраться оттуда, и они, Ромашов и два легко раненных бойца залегают в маленькой осиновой роще, перебравшись вместе через болото... Ромашов не выдерживает напряжения и предает рассказчика, забрав мешок с пистолетом и оставив героя умирать. Автор с помощью данного примера демонстрирует нам то, как война раскрыла другую сторону личности: эгоизм и жестокость.

Не стоит скакать из одного времени в другое, ведите повествование либо в н. вр., либо в пр. вр.
Санитарки и солдаты, понимая, что герой не может самостоятельно передвигаться, уходят, чтобы поставить дрезину на рельсы: «Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной».
Из-за ненужной цитаты у вас возникает тавтология.
Таким образом, В. А. Каверин показывает нам на этом примере, как санитарки и бойцы проявляют преданность и самоотверженность, несмотря на то что [ПОДЛЕЖАЩЕЕ?] рискуют своими жизнями, так как могут попасть под обстрел немцев.
Далее писатель повествует о том, как они долго ждут возвращения девушек и солдат.

Речевая недостаточность, необоснованный пропуск подлежащего. "Они" в последнем предложении - это про немцев, бойцов или санитарок? На что указывает местоимение?
Ромашов не выдерживает напряжения и предает рассказчика, забрав мешок с пистолетом и оставив героя умирать. Автор с помощью данного примера демонстрирует нам то, как война раскрыла другую сторону личности: эгоизм и жестокость.
Неудачное сочетание: создается впечатление, что пистолет был в мешке, хотя там лежали только сухари. Что касается слова "сторона", то логичнее было бы употребить форму мн. числа, ведь дальше вы перечисляете несколько качеств характера.
В.А. Каверин использует прием антитезы, для того чтобы показать нам, как некоторые люди проявляют морально высокие качества во время войны, в то время как другие открываются с худшей стороны.
Позиция писателя предельно ясна: война раскрывает как хорошие, так и плохие качества личности.
Повтор.
Подведя итог вышесказанному, я считаю, что война является моральным испытанием человека: она испытывает его силу воли и духовное состояние.
Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибок нет.

Николай, вы явно хорошо знакомы с требованиями к экзаменационному сочинению, однако вам следует серьезно поработать над композицией и речью: повторение одних и тех же слов часто приводит к дублированию мыслей.

Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку