Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль музыки в жизни человека?

  • Текст: (1) — Бабуль, расскажи мне про дедушку.
    (1) — Бабуль, расскажи мне про дедушку.
               (2) Старая женщина, сидящая в кресле, медленно улыбнулась и, помешивая маленькой серебряной ложечкой чай, вздохнула и посмотрела в окно. (3) За стеклом плясало лето, обрушиваясь водопадом жарких лучей на большой муравейник города. (4) На соседней улице стояла темная машина, из окон которой гремела какая-то попсовая мелодия. (5) Бабушка махнула в ее сторону высохшей, сморщенной рукой и заговорила:
                (6) - Слышишь музыку? (7) У некоторых людей есть привычка верить: любимая ими музыка настолько гениальна, что ее обязаны услышать все прохожие и сразу же понять, какой хороший вкус, какая красивая жизнь или как моден человек в эпицентре щедро раздариваемых аккордов. (8) Другие затыкают уши пробками наушников, преображая мир вокруг себя в кадры фильма и теряя в ритме басов тихую реальность. (9) Музыка, музыка… (10) Как много ее в нашей жизни и как важна она, даже тогда, когда мы привыкаем к ней настолько, что перестаем замечать. (11) Твой дедушка не то, чтобы любил и ценил музыку, он ею жил.
               (12) Твой дед когда-то был хорошим юношей, из рода тех застенчивых трогательных и одновременно добрых чудаков, которые порой идут по тротуару, чуть сторонясь спешащих прохожих, но в глазах их такой глубокий свет, что если присмотреться, то можно увидеть огромный прекрасный мир, смущенно и тайно расцветающий в тонких чертах лица. (13) Романтичный, ранимый, отчаянно добрый, он мог показаться слабым и нерешительным, но, когда он садился за фортепиано - преображался. (14) За инструментом, закрыв глаза, сидел одухотворенный, бескрайний, гениальный творец.
               (15) Он не учился в музыкальной школе, музыка была для него не образованием, а одержимостью. (16) Когда он пришел сдавать экзамены в консерваторию, приемная комиссия смеялась — молодой человек не знал нот. (17) Но он все же сел за фортепиано, закрыл глаза и… мир исчез. (18) Два часа он на слух играл Баха, Бетховена, Шопена, Вивальди, Моцарта. (19) Люди из комиссии, находящиеся здесь, чтобы оценить способности молодого музыканта, скептически взвесить его талант, люди, усмехавшиеся мгновение назад, замерли, застыли, глядя и не веря собственным глазам. (20) Вердикт был прост: ноты он выучит, а такой слух бывает раз в сто лет.
              (21) Талантливый юноша, одаренный умением слышать, что в простонародье называется «поцелованный Богом», вырос в интеллигентного мужчину, дирижера, профессора двух консерваторий. (22) Но все это было шелухой. (23) Он быстро научился говорить на языке нот и оказалось, что ему было что сказать миру. (24) Он возвращался домой, садился за фортепиано и творил. (25) Музыка звучала в нем, она струилась насквозь, оседая черными знаками мелодий на нотных листах. (26) В ней было все: расплескавшаяся жизнь, первая неуверенная любовь, острые потери и долгая боль, стук колес и шепот человеческих голосов, взлет лесов и падение дождей.
              (27) Но нотные листы, исписанные торопливым почерком, не озвученными симфониями оседали в шкафу. (28) Однажды он отнес свое творение на госрадио, но там ему отказали. (29) Нет, не потому что музыка была плохой, она была великолепной и это нельзя было не признать, но на радио ему сказали: «Вы опоздали или родились слишком рано, но ваша музыка чересчур классическая, сейчас в моде Шостакович и Прокофьев». (30) Симфонии вернулись в шкаф, настаивать на чем-то композитор не смог, он был автором, творцом, а не продавцом творчества ненасытной и переменчивой толпе.
              (31) А потом началась война. (32) Страшное время, меняющее лицо мира на беззубый оскал страха и отчаянья. (33) По земле шла смерть, собирая щедрый урожай человеческой ненависти и алчности. (34) На войне своя музыка, война — это время походных песен, способных поднять дух бойцов, помочь смириться с гибелью друга на твоих руках, с потерей близких и давящим страхом того, какой миной, пулей, бомбой придет к тебе и тем, кого ты любишь, будущее.
              (35) К началу войны его симфоний стало больше, они ждали своего все никак не приходящего времени на полках уже двух шкафов, молчаливые, забытые, прекрасные. (36) Явившиеся композитору откровением, они несли в себе весь его огромный мир, саму душу времени, в котором вырос этот человек, этот добрый чудак, поцелованный Богом. (37) А потом - бомбежка, одна из первых авиабомб. (38) Горело все. (39) Горели дома. (40) Горели люди. (41) И чернея, страшно обугливаясь, горели нотные листы, исписанные от руки, сгорала сама музыка, дарованная этому миру, который оказался не готов к ней. (42) Музыка сгорала навсегда, и вместе с ней умирала душа человека.
             (43) Старая женщина замолчала. (44) Глядела в окно, а в ее глазах, сквозь боль, сквозь чад всех пережитых ужасов и потерь, сквозь дым пожарищ, разбуженных воспоминаниями, сквозь горькую пелену потерь, невыплаканными слезами звучала волшебная невероятная симфония, и тонкие пальцы музыканта бережно касались клавиш фортепиано, нежно, ласково, как тени любимой женщины, в которой угадывались черты молодой еще бабушки.
             (45) А спустя несколько лет, когда моей бабушки, этой уставшей, мудрой женщины уже не стало, по радио я услышал невозможное. (46) Видимо тогда, еще до войны, когда дед был жив и молод, он забыл одно свое произведение для симфонического оркестра на госрадио. (47) Безликий голос диктора произнес до дрожи знакомое мне имя, а после этого зазвучала музыка. (48) Прекрасная, невозможная, глубокая, удивительная, пережившая войну, пережившая мастера, написавшего ее, не сгоревшая в пожарах, не исчезнувшая во времени… (49) Сердце болезненно сжалось, к горлу подступил тяжелый ком, мир стал далеким и странно близким. (50) В нем звучала бессмертная музыка, а я плакал. (Аль Квотион*)

    * - Аль Квотион - современный анонимный поэт и писатель.
15.04.2024 01:49:26
Автор: Мария Бутенко

Каждый из нас не единожды сталкивался с таким явлением, как музыка. Ритмы, мелодии – их мы встречаем столь часто, что перестаём осознавать, какой ценностью они обладают. Над этим животрепещущим вопросом: какова роль музыки в жизни человека, размышляет автор в данном для анализа тексте.  
Так, бабушка героя-рассказчика, мудрая пожилая женщина, рассуждала: "Музыка, музыка... Как много её в нашей жизни и как важна она, даже тогда, когда мы привыкли к неё настолько, что перестаём замечать." Мелодия звучит из окон машин, в динамиках наушников, на каждом углу! Она везде.
Но не только в мирное врем музыка необходима человеку. "На войне своя музыка, война – это время походных песен, способных поднять дух бойцов, помочь смириться с гибелью друга на твоих руках, с потерей близких и давящим страхом того, какой миной, пулей, бомбой, придет к тебе и тем, кого ты любишь, будущее". Меняются времена, жестокая воля рока неумолимо обрушивается на нас страшными событиями, и лишь верная песня по-прежнему звучит вокруг и внутри, в наших сердцах.
Примеры сопоставлены друг с другом. Как в мирные годы, так и на войне, в горе и в радости музыка всегда служит для нас опорой.
Автор считает, что музыка бессмертна, она способна помочь в трудную минуту и украсить минуту радости. В музыке есть всё.
С мнением автора невозможно не согласиться. Музыка, она сопровождает нас с первых дней жизни до самого конца: встречает колыбельной матери и провожает грохотом похоронного марша. Вездесуща эта благотворная стихия, и неоспорима её роль в судьбе каждого человека.
Обратимся к произведению Л.Н.Толстого "Война и мир". Николай Ростов, старший сын в семье Ростовых, совершил серьёзную ошибку – он проиграл огромную сумму денег. Герой был безумно зол на себя, обескуражен и не знал, что делать дальше. Но, вернувшись домой, он услышал пение своей сестры – Наташи Ростовой. Звуки музыки прояснили бурю эмоций на душе Николая и дали смелость объясниться с отцом.
Таким образом, музыка – наша самая верная спутница, готовая скрасить каждое мгновение нашей жизни.
Количество слов - 319

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Так, бабушка героя-рассказчика, мудрая пожилая женщина, рассуждала: "Музыка, музыка... Как много её в нашей жизни и как важна она, даже тогда, когда мы привыкли к неё настолько, что перестаём замечать." Мелодия звучит из окон машин, в динамиках наушников, на каждом углу! Она везде.
Пояснения нет: Вы продолжаете  пример, пересказывая содержание текста. Нужна интерпретация выбранного Вами примера.

1) Зачем автор говорит об этом?
2) Какую роль играет названный факт?
3) Что делает автор исходного текста? (интересуется чем, рассуждает о чем, описывает что, повествует о чем, размышляет)
4) На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?
5) Что особенно его беспокоит?

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена.

Примеры сопоставлены друг с другом. Как в мирные годы, так и на войне, в горе и в радости музыка всегда служит для нас опорой.
Вы называете слова — маркеры аналогии (как, так и)
Сопоставление в этом случае — недостаточная логическая операция (сопоставлены и ...), требуется продолжение: для чего сопоставлены.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Музыка, она сопровождает нас с первых дней жизни до самого конца: встречает колыбельной матери и провожает грохотом похоронного марша.
Вам кажется, что это тезис, а это обоснование. Только чего?
Традиция хоронить с маршем ушла в конце 20 века. Сейчас так хоронят только особенно важных людей (это почётные похороны).

Вездесуща эта благотворная стихия, и неоспорима её роль в судьбе каждого человека.
Это тезис.
Необходимо переставить тезис ДО его обоснования.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Ритмы, мелодии – их мы встречаем столь часто, что перестаём осознавать, какой ценностью они обладают.
Наверное, не они, а мы обладаем?
Она везде.
Но не только в мирное врем музыка необходима человеку.
Почему НО? Что чему Вы противопоставляете?
Вездесуща эта благотворная стихия, и неоспорима её роль в судьбе каждого человека.
Обратимся к произведению Л.Н.Толстого "Война и мир".
Один абзац
Таким образом, музыка – наша самая верная спутница, готовая скрасить каждое мгновение нашей жизни.
Так уж и каждое? А разве не бывает, когда нужно побыть в тишине?
Уходите от широких обобщений: они часто приводят к логическим ошибкам.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

Так, бабушка героя-рассказчика, мудрая пожилая женщина, рассуждала
Вы считаете, что это вводное слово (= «например»)? В таком случае неудачное начало абзаца.
Или это частица («ничего особенного», «да, действительно»)?
Во всех остальных случаях запятая после ТАК не ставится.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

"На войне своя музыка, война – это время походных песен, способных поднять дух бойцов, помочь смириться с гибелью друга на твоих руках, с потерей близких и давящим страхом того, какой миной, пулей, бомбой, придет к тебе и тем, кого ты любишь, будущее".
Нет вводящих цитату слов.

K10 - Соблюдение речевых норм — 0 баллов

Ошибки:

Каждый из нас не единожды сталкивался с таким явлением, как музыка.
Рекомендация
Это «вода», речевой штамп, стилистически шероховатый. Если уберёте эту фразу, Ваша работа только выиграет.

Над этим животрепещущим вопросом: какова роль музыки в жизни человека, размышляет автор в данном для анализа тексте.  
Рекомендация

Измените порядок слов в предложении. Начните с вопроса, вынесите его в отдельное предложение.

и лишь верная песня по-прежнему звучит вокруг и внутри, в наших сердцах.
вокруг и внутри (чего?) пропуск слова

Музыка, она сопровождает нас с первых дней жизни до самого конца: встречает колыбельной матери и провожает грохотом похоронного марша.
Нас — Вас и кого? О ком Вы всё время говорите? Это лишнее слово. Тем более вряд ли Вы помните колыбельную матери и, к счастью, не узнаете «грохота похоронного марша».
Слово грохот по отношению к музыке — неудачно использованное слово. Музыка ритмична (Вы сами об этом писали в начале работы).

Музыка, она сопровождает нас с первых дней жизни до самого конца: встречает колыбельной матери и провожает грохотом похоронного марша. Вездесуща эта благотворная стихия, и неоспорима её роль в судьбе каждого человека.
Высокопарность, которая Вам кажется красивой, стилистически неуместна. Напишите без метафор обоснование тезиса в собственной позиции.

Звуки музыки прояснили бурю эмоций на душе Николая и дали смелость объясниться с отцом.
вызвали
Музыка, она сопровождает нас с первых дней жизни до самого конца: встречает колыбельной матери и провожает грохотом похоронного марша.
Неуместное использование личного местоимения
Николай Ростов, старший сын в семье Ростовых, совершил серьёзную ошибку – он проиграл огромную сумму денег.
Неуместное использование личного местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Следует усилить работу над комментарием. Уточните для себя, что такое пояснение, как верно делать анализ связи. Повторите способы цитирования и правильное оформление цитат. Обратите внимание на написание абзаца с собственным мнением.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку