Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема понимания прогресса

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

09.04.2024 00:21:39
Автор: Денис Яковкин

Как люди понимают прогресс?

В тексте И. А. Гончарова двое мужчин обсуждают тему прогресса. Райский говорит о том, что со времён древних греков и римлян многое изменилось: что-то «умерло», а что-то «родилось». Он утверждает, что «люди рвутся вперёд». Читатель понимает: для этого героя прогресс – это развитие, появление чего-то нового.

Далее собеседник Райского высказывает мнение о том, что современное развитие  – это «дрянь, мелочь». Леонтий считает, что общество отстало от «великих» образцов и сейчас находится не на верном пути. Также он предрекает образование «второй древности». Становится очевидно, что для Козлова прогресс заключается в возвращении к идеалам прошлого, а появление чего-то нового – это деградация.

Примеры противопоставлены: для Райского прогресс заключается в усовершенствовании жизни и порядков, а для Козлова этот процесс характеризуется следованием заветам предков.

Позиция автора заключаются в том, что люди понимают прогресс по-разному. Для одних - это движение вперед, а для других –  возвращение к старым образцам.

Я согласен с автором. И сам недавно столкнулся с проблемой разного понимания прогресса. Мы с отцом дискутировали о том, как лучше работать: на дому или в офисе. Я утверждал, что лучше работать удалённо, потому что не нужно тратить время и деньги на дорогу, можно находиться в любом месте на Земле и исправно выполнять обязанности. Отец же говорил, что лучше трудиться в офисе, потому что люди всегда ходили на работу в определенное место, и этого менять не нужно. Мы видим, что даже в таком бытовом вопросе у людей может быть и принятие изменений, и желание сохранить устои.

В заключении хочется сказать, что прогресс понимается по-разному. Для кого-то – это появление чего-то нового, а для некоторых – возвращение и сохранение старого.
Количество слов - 266

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Денис!

Вы знакомы с требованиями, знаете структуру сочинения, критерии оценивания. Есть ещё над чем поработать, чтобы попытаться на экзамене получить более высокий балл.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но вы не указали автора (не "привязали" проблему к конкретному тексту).

Как люди понимают прогресс?
Всё. Абзац закончился. Вынуждена снять балл за логику (К5).

Вариант: Как люди понимают прогресс? Об этом заставляет задуматься текст И.А. Гончарова.

K2 - Комментарий + 2 балл

Комментарий нельзя назвать глубоким, но примеры и пояснения засчитаю: пример 1 (мнение Райского)  в сочинении указан, пояснен; пример 2 (позиция Леонтия) указан, пояснен.

Неудачное начало комментария.

В тексте И. А. Гончарова двое мужчин обсуждают тему прогресса.
Двое мужчин? Кто это? Хорошо, если вы уже в первом предложении поясните, кто эти люди.
Далее собеседник Райского высказывает мнение о том, что современное развитие  – это «дрянь, мелочь».
Кто он, собеседник Райского? Та же история, что и в первом примере.
Райский, собеседник, Леонтий, Козлов... Получилась какая-то "карусель" из имён, фамилий, статусов.
Также он предрекает образование «второй древности».
Опять какая-то недосказанность. Нужно писать так, чтобы было понятно всем (и тем, кто хорошо знает текст, и тем, кто с ним незнаком).
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но проанализирована поверхностно: нет момента обобщения, роль противопоставления не указана.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но вы её очень абстрактно сформулировали. На мой взгляд, не хватает конкретики, чёткости.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Мы видим, что даже в таком бытовом вопросе у людей может быть и принятие изменений, и желание сохранить устои.
Не думаю, что вопрос о работе является бытовым.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

В тексте И. А. Гончарова двое мужчин обсуждают тему прогресса.
Райский говорит о том, что со времён древних греков и римлян многое изменилось: что-то «умерло», а что-то «родилось». Он утверждает, что «люди рвутся вперёд». Читатель понимает: для этого героя прогресс – это развитие, появление чего-то нового.
Герои не введены в канву ваших рассуждений. Кто эти мужчины? В экспозиции примера речь идёт о двух мужчинах, а дальше вы пишете только про одного (Райского) - нарушение логики.
На это я указывала в К2 (обратите на этот аспект особое внимание).
Отец же говорил, что лучше трудиться в офисе, потому что люди всегда ходили на работу в определенное место, и этого менять не нужно. Мы видим, что даже в таком бытовом вопросе у людей может быть и принятие изменений, и желание сохранить устои.
На мой взгляд, есть здесь логический перекос: вы ничего не писали выше о принятии изменения (не было мысли, что  отец принимает изменения).
Мы видим, что даже в таком бытовом вопросе у людей может быть и принятие изменений, и желание сохранить устои.
Я бы не стала утверждать, что вопрос о том, как именно работать человеку, является бытовым. Работа -- это важная часть нашей жизни. Бытовые вопросы: уборка, приготовление еды, стирка, глажка и т.п.

В работе встречаются повторы мыслей ("топтание на месте" -- нарушение логики).
Позиция автора заключаются в том, что люди понимают прогресс по-разному. Для одних - это движение вперед, а для других –  возвращение к старым образцам.
В заключении хочется сказать, что прогресс понимается по-разному. Для кого-то – это появление чего-то нового, а для некоторых – возвращение и сохранение старого.
K6 – Богатство речи + 1 балл

Ошибки:

Я согласен с автором. И сам недавно столкнулся с проблемой разного понимания прогресса. Мы с отцом дискутировали о том, как лучше работать: на дому или в офисе. Я утверждал, что лучше работать удалённо, потому что не нужно тратить время и деньги на дорогу, можно находиться в любом месте на Земле и исправно выполнять обязанности.
Неоправданные повторы, которые могут привести к обнулению К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

В заключении хочется сказать, что прогресс понимается по-разному.
Правильно: в заключениЕ (производный предлог)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Он утверждает, что «люди рвутся вперёд». Читатель понимает: для этого героя прогресс – это развитие, появление чего-то нового.
Становится очевидно, что для Козлова прогресс заключается в возвращении к идеалам прошлого, а появление чего-то нового – это деградация.
Примеры противопоставлены: для Райского прогресс заключается в усовершенствовании жизни и порядков, а для Козлова этот процесс характеризуется следованием заветам предков.
Позиция автора заключаются в том, что люди понимают прогресс по-разному. Для одних - это движение вперед, а для других –  возвращение к старым образцам.
Тенденция к повторам.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной комментария, анализом смысловой связи, речевым оформлением.

Хочу вам дать ещё один совет. Текст, по которому вы писали сочинение, не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. 20 февраля 2023 года на нашем сайте проходил бесплатный вебинар (автор - Волкова Марина Владимировна).  Если вы его посмотрите, уверена, что сможете написать сочинения ещё лучше. Вы узнаете много важного и полезного (не только о тексте Ивана Александровича Гончарова).

https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.3/5c02a92cb241d81e4a8d4d4e9e35f3ab29344a9c-167...[/URL]

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку