Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отношение людей к музыке с возрастом

  • Текст: (1)Мать окончила Московскую консерватори
    (1)Мать окончила Московскую консерваторию, много читала. (2)Она держалась прямо, откинув плечи, и стёклышки пенсне поблёскивали независимо, гордо. (3)А отец был солдатом музыкантской команды лейб-гвардии Преображенского полка и с трудом добрался до звания капельмейстера.
    (4)Мать уважали в городе и даже побаивались. (5)К отцу относились с оттенком иронии. (6)Он был невысокого роста, могучего сложения, с широкими плечами. (7)Мать принадлежала дому, семье и была главой этой семьи и дома.
    (8)Все «музыкальные» события, большие и маленькие, происходившие в городе, были связаны с мамой. (9)По её приглашению в Псков приезжали бас Фёдор Шаляпин, актёр немого кино Иван Мозжухин. (10)Она, как святыню, хранила торопливую, но любезную записку оперного певца Андрея Лабинского, извещавшего её, что концерт откладывается по болезни. (11)Родители приводили к ней детей, чтобы узнать, есть ли у них музыкальный слух.
    (12)Ни один благотворительный концерт не проходил без её участия.
    (13)Для отца музыка — это был полк, офицеры, парады, «сыгровки», на которых он терпеливо и беспощадно тиранил свою музыкантскую команду, ноты, которые он писал быстро и так чётко, что их трудно было отличить от печатных. (14)Он играл почти на всех инструментах. (15)Но его музыка была полковая, шагающая в такт, сверкающая на солнце, мужественная. (16)Недаром он придавал особенное значение ударным инструментам: барабану, треугольникам и тарелкам.
    (17)Отец любил какую-то пьесу, в которой изображалось эхо. (18)Выступая со своим оркестром по воскресеньям в Летнем саду, он посылал на горку трубача. (19)Трубач отзывался неожиданно, и публика прислушивалась, не веря ушам. (20)Скептики шли искать трубача, но не находили — он ловко прятался в кустах.
    (21)Для брата Саши музыка была совсем другое. (22)Он любил «изображать» на рояле, и это у него получалось прекрасно.— (23)Мама, — говорил он и действительно играл что-то прямое, немногословное, гордое, в общем, похожее на маму.
    — (24)Нянька.
    (25)И однообразный ворчливый мотив повторялся до тех пор, пока все не начинали смеяться.
    — (26)Преста.
    (27)И начинался старческий собачий лай, хриплый, замирающий на короткой жалобной ноте.
    (28)Моё детство прошло под однообразные звуки скрипки и скучные наставления отца: брат Лев, который не хотел быть музыкантом, играл гаммы на мокрой от слёз маленькой скрипке. (29)Когда ему было десять лет, отец повёз его к Ауэру, знаменитому профессору Петербургской консерватории, который обещал с осени взять мальчика
    в свой класс. (30)«Для меня настали тяжёлые дни, — пишет брат в своих воспоминаниях. — (31)Отец, волевой
    человек, принуждал меня заниматься. (32)В конце концов я разбил свою детскую скрипку. (33)Это было страшным преступлением в глазах отца. (34)Он всю жизнь коллекционировал скрипки...»
    (35)Впоследствии занятия возобновились, но уже любительские, по собственному желанию.
    (36)Мне кажется теперь, что я поздно стал понимать и чувствовать музыку именно потому, что она занимала слишком большое место в доме. (37)Она была чем-то обыденным и рано наскучившим мне своей обыденностью, ежедневностью, хотя меня, самого младшего из шестерых детей, никто не принуждал учиться музыке, как принуждали старших. (38) Сашу тоже сперва принуждали, а потом он сам пристрастился.
    (39)Мне было четырнадцать лет, когда мама вдруг заметила, что у меня большая, не по возрасту крепкая рука, и спросила, не хочу ли я учиться игре на рояле. (40)Я согласился. (41)Новый преподаватель Штегман появился в Пскове, сдержанный, вежливый, требовательный немец, — и занятия пошли так успешно, что уже через год я играл Третий ноктюрн Шопена. (42)Должно быть, тогда-то и началось совсем другое отношение к музыке — она как бы поднялась над всем, что о ней говорилось, над всем, что вокруг неё делалось. (43)Впервые я не только услышал, но как бы увидел её. (44)Я понял дядю Льва Григорьевича, который играл, волнуясь, энергично двигая беззубым ртом, и рассказывал мне всё, что он слышал: «Вот прошёл дождь, ветер стряхивает с листьев последние капли, и они звенят, сталкиваясь в вышине, и падают, разбиваясь о землю. (45)Мальчик идёт по дороге, свистит, размахивает палкой. (46)Зимнее утро. (47)Женщины спускаются к реке, полощут бельё в проруби, переговариваясь звонкими голосами. (48)А вот ночь в ледяном дворце, и мальчик Кай из ледяных кубиков складывает слово “вечность”».
    (49)Это были первые уроки слушания музыки — даже в однообразности гамм, которые заставлял меня играть педантичный Штегман, я старался найти их «подобия» в действительной или фантастической жизни. (50)Но прошло время, и я понял, что картины, которые Лев Григорьевич рисовал передо мной, играя на рояле, в сущности, недалеко ушли от Сашиных изображений няньки или мамы. (51)Я почувствовал, что музыка бесконечно выше любых её подобий и тонкая мысль, может быть, ближе к ней, чем самая поэтическая картина. (52)Знаменитая пианистка Баринова приехала в Псков, и, слушая её, я с особенной остротой понял, что музыку нельзя ни рассказать, ни изобразить, так же как нельзя передать поэзию — прозой...
    (По В.А. Каверину*)
    * Каверин Вениамин Александрович (1902–1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист; член литературной группы «Серапионовы братья»
05.04.2024 19:38:47
Автор: Василиса Педан


          Как меняется отношение людей к музыке с возрастом? Именно эту проблему поднимает Вениамин Александрович Каверин в предложенном для анализа тексте.
          Повествование ведется от первого лица. Отвечая на данный вопрос, рассказчик приводит в пример себя, будучи ребенком. Он совершенно не понимал музыку. Для автора она была обычной ежедневной вещью, так как с раннего детства все члены семьи играли на разных инструментах 9предложение 36,37). Излишнее присутствие музыки в жизни главного героя вызвало у него равнодушие к этому виду искусства. Писатель убеждает читателя в том, что в более раннем возрасте человек еще не понимает важности и ценности музыки.
               В качестве второго примера прозаик показывает свое отношение к искусству в более зрелом возрасте. В четырнадцать лет рассказчик согласился играть на рояле по предложению мамы (предложение 39,40). Занятия проходили успешно. Именно тогда у главного героя изменилось отношение к музыке (предложение 42). Он «не только услышал, но как бы увидел ее». Только повзрослев, автор постиг глубину музыки. Таким образом, Каверин подчеркивает: человек осознает удивительную силу искусства в более позднем возрасте. Эти два примера-иллюстрации сопоставлены между собой. Они позволяют автору сделать вывод: отношение человека к музыке в разных возрастах сильно отличается.
              Позиция автора ясна: с возрастом люди относятся к музыке по-разному. Становясь старше, человек начинает понимать ценность и значимость музыкального искусства в его жизни.
               Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, в разные периоды жизни отношение человека к музыке неодинаково. Но сколько бы лет нам ни было, она способна «дотронуться» до внутреннего мира людей. Так, в рассказе Константина Паустовского «Старый повар» главного героя навестил незнакомец. Это был великий Моцарт, но никто этого не знал.  Умирающий старый повар был слеп, перед смертью он хотел еще раз увидеть солнце, сад, свою покойную жену. Незнакомец сел за клавесин и заиграл. Старик увидел свою встречу с будущей женой, услышал ее смех, а потом перед ним стали возникать новые картины. Моцарт помог ему увидеть их при помощи музыкального инструмента. И слепой старик вскинул: «Я вижу все это!» Музыка подарила главному герою возможность хотя бы мысленно встретить любимую и пережить самые счастливые моменты жизни. Таким образом, искусство способно пробудить в человеке не только чувства и эмоции, но и воспоминания.
             В заключение хочется сказать, что в течение всей жизни мы по-разному воспринимаем музыку, но, несмотря на это, она воспитывает любовь к прекрасному, делает душу человека чище и светлее в любом возрасте.
Количество слов - 383

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Василиса!

Вам удалось написать довольно хорошую работу, но есть недостатки, слабые места, поработайте с ними и тогда сможете набрать больше баллов.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.

Как меняется отношение людей к музыке с возрастом?
Нужно либо поменять порядок слов, либо по-другому задать вопрос.

Может ли с возрастом меняться отношение к музыке?

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (отношение к музыке в детские годы) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (отношение к музыке в более зрелом возрасте) указан, пояснен.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но не проанализирована.

Эти два примера-иллюстрации сопоставлены между собой. Они позволяют автору сделать вывод: отношение человека к музыке в разных возрастах сильно отличается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но сформулирована неточно.

Позиция автора ясна: с возрастом люди относятся к музыке по-разному. Становясь старше, человек начинает понимать ценность и значимость музыкального искусства в его жизни.
Вы, видимо, хотели сказать, что с возрастом отношение человека к музыке может меняться.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Очень понравилось, что вы выбрали убедительный пример (рассказ К.Г. Паустовского "Старый повар").

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Повествование ведется от первого лица. Отвечая на данный вопрос, рассказчик приводит в пример себя, будучи ребенком.
На какой вопрос? Вопрос остался в первом абзаце.
В качестве второго примера прозаик показывает свое отношение к искусству в более зрелом возрасте. В четырнадцать лет рассказчик согласился играть на рояле по предложению мамы (предложение 39,40). Занятия проходили успешно. Именно тогда у главного героя изменилось отношение к музыке (предложение 42). Он «не только услышал, но как бы увидел ее». Только повзрослев, автор постиг глубину музыки. Таким образом, Каверин подчеркивает: человек осознает удивительную силу искусства в более позднем возрасте. Эти два примера-иллюстрации сопоставлены между собой. Они позволяют автору сделать вывод: отношение человека к музыке в разных возрастах сильно отличается.
На мой взгляд, нарушено абзацное членение. "Эти два примера...": первый пример находится в другом абзаце.

K6 – Богатство речи + 1 баллов

Балл снимать не буду, но имейте в виду, что на экзамене вы рискуете его потерять. В методических рекомендациях  для экспертов (ФИПИ) мы читаем: "Речевым повтором как ошибкой, приводящей к выставлению нуля баллов  по критерию К6, считается зафиксированное экспертом трижды (и более) неоправданно повторённое экзаменуемым слово в пределах одного абзаца."

Ошибки:

В качестве второго примера прозаик показывает свое отношение к искусству в более зрелом возрасте. В четырнадцать лет рассказчик согласился играть на рояле по предложению мамы (предложение 39,40). Занятия проходили успешно. Именно тогда у главного героя изменилось отношение к музыке (предложение 42). Он «не только услышал, но как бы увидел ее». Только повзрослев, автор постиг глубину музыки. Таким образом, Каверин подчеркивает: человек осознает удивительную силу искусства в более позднем возрасте. Эти два примера-иллюстрации сопоставлены между собой. Они позволяют автору сделать вывод: отношение человека к музыке в разных возрастах сильно отличается.
Повторы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

И слепой старик вскинул: «Я вижу все это!»
Опечатка. Правильно: вскрикнул.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Отвечая на данный вопрос, рассказчик приводит в пример себя, будучи ребенком.
Неправильно построено предложение с деепричастным оборотом.
Они позволяют автору сделать вывод: отношение человека к музыке в разных возрастах сильно отличается.
Лучше использовать форму единственного числа: в разном возрасте.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Отвечая на данный вопрос, рассказчик приводит в пример себя, будучи ребенком.
Нарушение лексической сочетаемости. Словосочетание "приводить в пример" имеет только одно значение - "ставить в пример" (показывать желательное или обязательное поведение кого-то, делать кого-то образцом для подражания). Следует употреблять словосочетание "приводить пример чего-то" или приводить кого-то в качестве примера.
Он совершенно не понимал музыку. Для автора она была обычной ежедневной вещью, так как с раннего детства все члены семьи играли на разных инструментах 9предложение 36,37).
Слово "вещь" употреблено, на мой взгляд, неуместно. Лучше заменить каким-то другим словом, либо перестроить предложение.
Вариант замены: она была обычным явлением.
В качестве второго примера прозаик показывает свое отношение к искусству в более зрелом возрасте.
Осторожнее употребояете слово "своё".
Излишнее присутствие музыки в жизни главного героя вызвало у него равнодушие к этому виду искусства.
Местоимение здесь лишнее (избыточность).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки:

В качестве второго примера прозаик показывает свое отношение к искусству в более зрелом возрасте. В четырнадцать лет рассказчик согласился играть на рояле по предложению мамы (предложение 39,40).
Путаете понятия "автор" (в вашем случае - прозаик) и "рассказчик", "герой". Балл не снижаю, но будьте, пожалуйста, внимательнее.
Только повзрослев, автор постиг глубину музыки. Таким образом, Каверин подчеркивает: человек осознает удивительную силу искусства в более позднем возрасте.
Ту же путаницу мы видим здесь. Получается, что Каверин - рассказчик - герой -- одно и то же лицо.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, будьте внимательнее с выбором слов, чтобы на экзамене у экспертов не было возможности придраться к речевому оформлению.  

Василиса, у вас получилось хорошее сочинение! Желаю успеха на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку