Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
проблема освоения космоса
-
Текст: Л. Кассиль. О Циолковском(1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
(8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
(14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
(15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
(23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
(25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
(28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
(30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
(36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
(По Л. Кассилю*)
* Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском. Обычном провинциальном учителе, разум которого с детства не оставляла идея выхода за рамки поверхности Земли. Несмотря на все трудности и вызовы своей эпохи, недостаток информации, Константин Эдуардович не бросал своих попыток найти решение этого вопроса. Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов.
На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений. Она была одним из вызовов перед человечеством, который спустя тысячи лет оно смогло разрешить.
Я согласен с позицией Льва Абрамовича. Вопрос покорения вселенной, выхода за рамки привычного пространства, всегда был и будет одним из фундаментальных вопросов человечества, решению которого люди будут посвящать свои жизни. Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. И уже они отодвинули границы изученного еще дальше.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема в целом определена верно, но вам нужно научиться ее формулировать, потому что проверяющий сразу должен понять, какой аспект данного вам текста вы анализируете, иначе велика вероятность лишиться 6 баллов сразу. Проще всего обозначать проблему в самом начале текста, первым предложением и в виде вопроса - так будет проще и вам, и экзаменатору.
K2 - Комментарий: + 0 баллов
Первый пример (научная фантастика) указан, но не пояснен. Вы должны не только найти значимые фрагменты текста, но и указать их значение, объяснить, почему именно они важны для понимания позиции автора. Как вы думаете, почему Кассиль упомянул Жюля Верна и других писателей, хотя, строго говоря, ничего для развития космонавтики они не сделали?
Второй пример также указан и не пояснен. Вы пересказываете данную в тексте информацию, однако не делаете из нее никаких выводов. В чем именно значимость фигуры Циолковского, по какой причине Кассиль так подробно на нем останавливается?
К сожалению, связь между непроанализированными примерами тоже не засчитывается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора определена верно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Вы обосновали свою позицию, выдвинув собственные тезисы и подобрав удачный пример.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Отсутствие четко поставленной проблемы привело к увеличению количества композиционных и логических ошибок.
На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений. |
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. И уже они отодвинули границы изученного еще дальше [А ДАЛЬШЕ?]. |
Есть и ошибки, не связанные с постановкой проблемы.
Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы. |
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами [СВЯЗЬ?]. |
K6 - Богатство речи: + 1 балл
Лексика достаточно разнообразна (однако речевых ошибок все равно много - см. критерий К10).
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл
Он вспоминает о великих писателях ДЕФИС фантастах умы которых бередила эта идея |
Одним из таких авторов был Жюль Верн, нарушивший все мыслимые и не мыслимые законы физики, отправляя героев в полет на пушечном ядре. |
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском. |
Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Он вспоминает о великих писателях фантастах ЗПТ умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой. |
Вопрос покорения вселенной, выхода за рамки привычного пространства, всегда был и будет одним из фундаментальных вопросов человечества, решению которого люди будут посвящать свои жизни. |
На мой взгляд ЗПТ автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Он вспоминает о великих писателях фантастах умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой. |
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском. [ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ ОТДЕЛЯТЬ!] Обычном провинциальном учителе, разум которого с детства не оставляла идея выхода за рамки поверхности Земли. |
Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов. |
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. [ПРИДАТОЧНОЕ НЕ ОТДЕЛЯТЬ!] Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Он вспоминает о великих писателях фантастах умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой. |
Несмотря на все трудности и вызовы своей эпохи, недостаток информации, Константин Эдуардович не бросал своих попыток найти решение этого вопроса. |
Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов. |
На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений. |
Она была одним из вызовов перед человечеством, который спустя тысячи лет оно смогло разрешить. |
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. |
И уже они отодвинули границы изученного еще дальше. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибок нет.
Итак, главный плюс вашей работы в том, что вы явно разбираетесь в том, о чем пишете, однако, насколько я могу судить, вы плохо знакомы с критериями проверки и требованиями к сочинению формата ЕГЭ. Чтобы количество баллов выросло, советую: а) ознакомиться с форматом задания 27; б) сначала определять позицию автора и проблему, а уже потом писать текст; в) писать сочинение так, чтобы читатель понял смысл ваших высказываний без необходимости обращаться к исходному фрагменту; г) очень тщательно проверять написанное; д) следить за речью и пользоваться словарем при написании.
Удачи!