Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Можно ли оправдать ложь во благо?
-
Текст: (1)Вот уже три года, как его незаслуженн(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
Привлекая внимание читателей к данной проблеме, автор рассказывает о тяжелой судьбе Ивана Семенюты. Герой жил в маленьком, неуютном подвале, работы у него не было, денег тоже. С виду юноша казался больным, сильно измученным: «Он не брит, не стрижен… бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью». Однако самому близкому и дорогому его сердцу человеку Иван ничего не рассказывал о своем несчастье. Каждый год на праздники он собирал накопленные деньги, покупал подарки, приводил себя в порядок и навещал любимую маму. Семенюта рассказывал ей о хорошей работе, своих успехах, благополучии. «Этот робкий, забитый жизнью человек» врал «развязно и небрежно». Хоть это и плохо, но героя можно понять и оправдать его поступки. Ведь он обманывал только из любви к матери: Иван не хотел огорчать и причинять боль самому близкому для него человеку.
Продолжая повествование, автор рассказывает о маме главного героя, которая знала об обмане сына. Однако женщина не признавалась в этом и всегда слушала фантазии своего ребенка, словно «завороженная волшебной сказкой». Лишь ее глаза с каждым разом становились «все печальнее и пытливее». Мама всем сердцем любила Ивана, поддерживала его и желала ему лишь добра. Бедная старушка скрывала свои переживания, чтобы сохранить общение с сыном, не причинить ему боль и не лишить надежды на светлое будущее.
Прием аналогии, лежащий в основе примеров-иллюстраций позволяет найти черты сходства в поведении героев и понять, что в данной ситуации они скрывали правду лишь из добрых побуждений, стараясь уберечь друг друга от душевной боли и разочарования.
Позиция автора ясна. А.И.Куприн убежден, что обман-это не всегда подлый и низкий поступок. Только «святая» ложь, направленная на благо человека, может быть оправдана.
Я согласен с мнением автора. Порой люди обманывают окружающих, но это еще не означает, что они поступают плохо. Если человек, скрывая правду, не имеет корыстных побуждений и старается уберечь родных и близких от горя и страданий, то нельзя осуждать его за подобное поведение. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» судьба не была благосклонна к Родиону Раскольникову. Юноша жил в тесной, неуютной, мрачной каморке, ходил в поношенной одежде, не имел ни работы, ни средств на существование. Хоть герою приходилось нелегко, он не рассказывал родному и самому любимому человеку о своих проблемах. Родион не хотел причинять боль маме, огорчать ее или заставлять волноваться. Путем обмана Раскольников старался оберегать нежное и хрупкое материнское сердце от всех тягот, невзгод и излишних переживаний. Данная ложь не очерняет главного героя, так как он имел лишь благие намерения и в первую очередь заботился о счастье и душевном спокойствии любимой матушки.
В заключение я хотел бы сказать, что порой люди идут на обман, чтобы помочь окружающим справиться с трудностями, не приносить им боль и разочарование. И этому можно найти оправдание. Однако я считаю, что лучше говорить правду, дабы впоследствии не сожалеть о своем поступке, не усугублять ситуацию и не давать людям ложные надежды.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Прием аналогии |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Позиция автора ясна. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
Ошибки:
Однако я считаю, что лучше говорить правду, дабы впоследствии не сожалеть о своем поступке, не усугублять ситуацию и не давать людям ложные надежды. |
Вы могли эту фразу переместить в собственную позицию и частично не согласится с автором. Но тогда обоснование своей позиции должно было быть иным.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
Ошибки: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
Ошибки: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
Ошибки:
«Этот робкий, забитый жизнью человек» врал «развязно и небрежно». |
Балл не снимаю: введение цитаты есть в предыдущем предложении. Имейте в виду, что правильно оформленная цитата не может быть без слов, вводящих её.
Ведь он обманывал только из любви к матери |
Не начинайте предложение с ведь: это может быть распознано как неоправданная парцелляция
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Ошибки: 1
С виду юноша казался больным, сильно измученным |
Уберите разговорное наречие с виду – стиль выровняется
юноша – неудачно подобранное слово: а точно ли юноша Семенюта, который три года уже не служил, а до этого работал.
ни средств на существование |
Данная ложь |
Слово принадлежит деловой речи
Однако я считаю, что лучше говорить правду, дабы впоследствии не сожалеть о своем поступке, не усугублять ситуацию и не давать людям ложные надежды. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Ошибки: 0
Общие рекомендации
Ваша работа имеет неточности, шероховатости речевые, логические и грамматические. И тем не менее я оцениваю её максимальным баллом. Вы знакомы со структурой ЕГЭ, грамотны, логичны. Перечитайте рецензию, поработайте с замечаниями. Ставлю звёздочку, чтобы и другие учились на Вашем сочинении.
Удачи на ЕГЭ! Пусть на экзамене будет максимальный балл!