Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должен ли учитель вкладывать душу в своих подопечных?

  • Текст: — (1)Вот ваши ученики, — сказала директо
    — (1)Вот ваши ученики, — сказала директорша школы, вводя меня в класс.
    (2)Что это? (3)Передо мной, сверкая золотыми погонами и отлично вычищенными сапогами, сидели офицеры. (4)Одни сплошные офицеры.
    — (5)Преподавательница русского языка и литературы, — представила меня директорша, и я увидела, что в глазах моих комендантов вспыхнуло острое любопытство, насмешливая ухмылка, даже, пожалуй, враждебность. (6)Тем не менее все они встали и по-военному чётко гаркнули:
    — Здравствуйте, товарищ преподаватель!
    (7)Я без конца всматривалась в эти лица и видела в них только надменность или, в лучшем случае, усмешку принуждённого внимания. (8)Я входила в класс и, казалось, физически ощущала излучение угрюмого недоверия.
    (9)Отношения ещё больше обострились после первого контрольного диктанта. (10)Он принёс колоссальный урожай двоек. (11)Мрачная атмосфера сгустилась над классом. (12)Теперь эти люди, до сих пор настроенные против меня, так сказать, в общем порядке, были ещё и персонально оскорблены мной.
    (13)Особенно долго не мог смирить себя капитан Епифанов. (14)Орфографию он ещё с грехом пополам признавал, но в вопросе о пунктуации был непримирим. (15)Его возмущали даже запятые, не говоря уже о двоеточиях и тире. (16)Он и мысли не допускал, чтобы подобная мелюзга могла действовать на нервы солидным людям.
    (17)Летели дни, и постепенно я стала различать среди моих офицеров разные психологические типы. (18)Вот, например, лейтенант Сумочкин — тот совершенно недвусмысленно высказался как-то насчёт литературного ремесла и тех, кто им занимается. (19)Оказалось, что тут и хитрости-то никакой особой нет. (20)Каждый грамотный человек может, тем более если не стихами, а прозой. (21)Описывай, как было дело, да вставляй время от времени картины природы. (22)Его сосед по парте поддержал его.
    (23)Никакие мои усилия не могли сдвинуть их с позиций этой твердокаменной воинствующей тупости.
    (24)Были в классе и железные забияки. (25)Они тоже глубоко презирали писак, щелкопёров, но выражали свои чувства весело-задиристо, напрашиваясь на возражения, на спор. (26)Эти не так обескураживали меня. (27)Была надежда их понять, прорваться сквозь броню их обросших упитанным мясом сердец к самой сердцевинке, где, возможно, что-то и таилось.
    — (28)Позвольте, а зачем вам нужно к сердцам-то ихним пробиваться! — так резко оборвал мои излияния Михаил Францевич Гейс. — (29)Допустим, вам трудно было отказаться от работы по специальности, которой вы так жаждали всё время. (30)Ну и учите уж их чему положено. (31)Но душу-то зачем вкладывать?
    (32)Только оставаясь наедине с Антоном, я не стеснялась высказывать пока ещё не оформившиеся возражения Гейсу:
    — А ты знаешь, что третьего дня было после урока о Пушкине? (33)Лейтенант Погорелко подошёл ко мне уже на перемене и попросил меня прочесть ещё раз, или, как он выразился, «рассказать» ещё раз, стихи Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (34)А когда я ему сказала, что ведь уже был звонок и разве он не хочет покурить, то он ответил, что папироска всегда при нём, а вот такие стихи не каждый день услышишь. (35)И я всю большую перемену читала им наизусть Пушкина. (36)А они — Погорелко и ещё человек пять — не ходили курить, слушали. (37)И как ещё слушали! (38)И хочешь презирай меня — хочешь нет, но я видела в них в это время не комендантов, а своих учеников. (39)И мне ужасно хотелось, чтобы им нравились именно те стихи, которые люблю я…
    (По Е. С. Гинзбург*)
    * Евгения Соломоновна Гинзбург (1904–1977) — советская журналистка, писательница, кандидат исторических наук. Автор автобиографического романа «Крутой маршрут», одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР.
    Фрагмент взят из романа «Крутой маршрут».
19.03.2024 17:59:08
Автор: Елена Шаранова

Должен ли учитель вкладывать душу в своих подопечных? Именно эта проблема привлекла внимание советской журналистки, писательницы и кандидата исторических наук Евгении Соломоновны Гинзбург.
    Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. При этом никакие усилия учительницы не смогли сдвинуть его с этой позиции. Этот  пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
   Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице литературы и попросил ещё раз прочитать стихи Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…». И когда она спросила его почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена. Погорелко ответил, что папироска всегда при нем, а вот такие стихи не каждый день услышишь. Из  этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком.
   Эти примеры противопоставляются друг другу, так как оба лейтенанта  нуждаются в разных подходах к воспитанию. Сумочкин должен преодолеть свое упрямство при помощи учителя, а Погорелко - сохранить и развить те хорошие черты характера, которые у него есть.
    Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что каждый учитель должен вкладывать душу в своих учеников, чтобы видеть в них преданных подопечных.
   Трудно не согласиться с позицией автора, и мне хочется привести в пример свою учительницу начальных классов Иванову Ольгу Николаевну.  В своё время она с добротой и пониманием относились к нам, поощряла мое стремление к знаниям. Также Ольга Николаевна пыталась искоренить мои пороки того времени - эгоизм и неуважение к остальным. За это я ей очень сильно благодарен.
    Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.

Количество слов - 342

Рецензент: Бэлла Щепина

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, однако указана неверно. Вы ведь при помощи примеров и анализа связи аргументируете авторскую позицию. Оба лейтенанта (хоть они и очень непохожи друг на друга) нуждаются в том, чтобы учительница вкладывала в них душу. Таким образом, связь – дополнение или аналогия. Точно не противопоставление.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно. Однако снят балл за логику (см. К5).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора должно содержать согласие, тезис, обоснование тезиса. У вас же только согласие и пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Именно эта проблема привлекла внимание советской журналистки, писательницы и кандидата исторических наук Евгении Соломоновны Гинзбург.
Не стоит упоминать то, что не имеет отношения к данному тексту. (Балл не снимаю, но риск потери балла есть.)
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что каждый учитель должен вкладывать душу в своих учеников, чтобы видеть в них преданных подопечных.
Неожиданный вывод. В исходном тексте, а также в ваших примерах ничего не говорится о том, что учителям нужна преданность их подопечных.
Из этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком. Эти примеры противопоставляются друг другу, так как оба лейтенанта нуждаются в разных подходах к воспитанию.
В тексте говорится, что все ученики в классе – офицеры. Это не дети, это взрослые люди, военные, которые в юности, видимо,  не смогли получить образование (скорее всего, из-за войны). Они уже стали неплохими людьми, их не нужно воспитывать. Учительница не собиралась их воспитывать, но считала, что нужно вкладывать душу в преподавание, влиять на взгляды учеников.
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.
Какой-то странный набор клише.

Корректно:

Проанализировав текст, я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека.

K6 – Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы.
Дефис не нужен.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять КАВЫЧКИ время от времени картины природы КАВЫЧКИ.
Цитаты заключайте в кавычки.
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это КАВЫЧКИ  твердокаменная воинствующая тупость КАВЫЧКИ может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
И тут.
Погорелко ответил, что КАВЫЧКИ папироска всегда при нем, а вот такие стихи не каждый день услышишь КАВЫЧКИ.
И тут.
И когда она спросила его ЗПТ почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена.
Начало придаточного предложения.
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.
Запятая перед союзом и между однородными придаточными не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

   Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. При этом никакие усилия учительницы не смогли сдвинуть его с этой позиции. Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Вы пишете о героях то в настоящем, то в прошедшем времени.
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя…
Нарушение в построении сложного предложения. Указательное местоимение то не нужно.
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
Тупость какая? Эта.
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.
Нет такого слова. Корректно: подводя.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы.
Привести в пример = показать образец, идеал, неверное употребление устойчивого выражения. Лучше так: автор рассказывает про лейтенанта...
Именно эта проблема привлекла внимание советской журналистки, писательницы и кандидата исторических наук Евгении Соломоновны Гинзбург. Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы.
Повтор. Абзацы разные, но предложения соседние.
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы.
Возникает двусмысленность. Он – это кто? В предыдущем предложении три существительных мужского рода, к которым может относиться это местоимение: автор, лейтенант Сумочкин и преподаватель (вы лишь в следующем предложении сказали, что преподаватель – женщина).
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла…
Какого – этого? Ремесла преподавателя?
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы.
Непонятно, к чему это как бы.
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя…
Нет такого слова – уделение.

Корректно: Сумочкин – человек, нуждающийся во внимании преподавателя.

Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
Разговорное слово. Корректно: много.
Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице…
Момент – очень короткий промежуток времени. Корректно: эпизод.
Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице…
Слишком много указательных местоимений. Первое смело можно убрать.
И когда она спросила его почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена.
Такое количество местоимений в довольно небольшом предложении затрудняет его понимание.
Из этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком.
Слово данный больше подходит для научных текстов (не ошибка), а слово упёртый просторечное, ему в сочинении не место.
Также Ольга Николаевна пыталась искоренить мои пороки того времени - эгоизм и неуважение к остальным.
Слишком пафосно.
За это я ей очень сильно благодарен.
Разговорный оборот. Слово сильно лишнее.
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.
Устойчивый оборот исполнять обязанности неуместен.

Корректно: какие «неписаные» обязанности есть у каждого преподавателя.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Подведу итоги. Структура сочинения ЕГЭ вам знакома. Текст вы поняли правильно. Вам, несомненно, удалось написать самостоятельное, искреннее, эмоциональное сочинение в формате ЕГЭ. Видно, что вы очень старались. Баллов получилось немного, но вы на верном пути! Продолжайте регулярно писать сочинения, до экзамена ещё есть время.

Хочу дать вам несколько советов.

1.     Разберитесь с анализом связи.

2.     В абзаце с собственным мнением не забывайте, что необходимо не только согласиться с автором и привести пример, имеющий отношение к теме. Нужно сформулировать собственный тезис.

3.     Все цитаты, даже самые короткие, заключаются в кавычки.

4.     Будьте аккуратны с местоимениями. Они должны указывать на совершенно конкретное слово.

Рекомендую участвовать в бесплатных вебинарах, которые эксперты проводят на нашем сайте каждый понедельник в 17.00 по Москве. Все вебинары доступны и в записи. Уверена, что это будет очень полезно!

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку