Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Должен ли учитель вкладывать душу в своих подопечных?
-
Текст: — (1)Вот ваши ученики, — сказала директо— (1)Вот ваши ученики, — сказала директорша школы, вводя меня в класс.
(2)Что это? (3)Передо мной, сверкая золотыми погонами и отлично вычищенными сапогами, сидели офицеры. (4)Одни сплошные офицеры.
— (5)Преподавательница русского языка и литературы, — представила меня директорша, и я увидела, что в глазах моих комендантов вспыхнуло острое любопытство, насмешливая ухмылка, даже, пожалуй, враждебность. (6)Тем не менее все они встали и по-военному чётко гаркнули:
— Здравствуйте, товарищ преподаватель!
(7)Я без конца всматривалась в эти лица и видела в них только надменность или, в лучшем случае, усмешку принуждённого внимания. (8)Я входила в класс и, казалось, физически ощущала излучение угрюмого недоверия.
(9)Отношения ещё больше обострились после первого контрольного диктанта. (10)Он принёс колоссальный урожай двоек. (11)Мрачная атмосфера сгустилась над классом. (12)Теперь эти люди, до сих пор настроенные против меня, так сказать, в общем порядке, были ещё и персонально оскорблены мной.
(13)Особенно долго не мог смирить себя капитан Епифанов. (14)Орфографию он ещё с грехом пополам признавал, но в вопросе о пунктуации был непримирим. (15)Его возмущали даже запятые, не говоря уже о двоеточиях и тире. (16)Он и мысли не допускал, чтобы подобная мелюзга могла действовать на нервы солидным людям.
(17)Летели дни, и постепенно я стала различать среди моих офицеров разные психологические типы. (18)Вот, например, лейтенант Сумочкин — тот совершенно недвусмысленно высказался как-то насчёт литературного ремесла и тех, кто им занимается. (19)Оказалось, что тут и хитрости-то никакой особой нет. (20)Каждый грамотный человек может, тем более если не стихами, а прозой. (21)Описывай, как было дело, да вставляй время от времени картины природы. (22)Его сосед по парте поддержал его.
(23)Никакие мои усилия не могли сдвинуть их с позиций этой твердокаменной воинствующей тупости.
(24)Были в классе и железные забияки. (25)Они тоже глубоко презирали писак, щелкопёров, но выражали свои чувства весело-задиристо, напрашиваясь на возражения, на спор. (26)Эти не так обескураживали меня. (27)Была надежда их понять, прорваться сквозь броню их обросших упитанным мясом сердец к самой сердцевинке, где, возможно, что-то и таилось.
— (28)Позвольте, а зачем вам нужно к сердцам-то ихним пробиваться! — так резко оборвал мои излияния Михаил Францевич Гейс. — (29)Допустим, вам трудно было отказаться от работы по специальности, которой вы так жаждали всё время. (30)Ну и учите уж их чему положено. (31)Но душу-то зачем вкладывать?
(32)Только оставаясь наедине с Антоном, я не стеснялась высказывать пока ещё не оформившиеся возражения Гейсу:
— А ты знаешь, что третьего дня было после урока о Пушкине? (33)Лейтенант Погорелко подошёл ко мне уже на перемене и попросил меня прочесть ещё раз, или, как он выразился, «рассказать» ещё раз, стихи Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (34)А когда я ему сказала, что ведь уже был звонок и разве он не хочет покурить, то он ответил, что папироска всегда при нём, а вот такие стихи не каждый день услышишь. (35)И я всю большую перемену читала им наизусть Пушкина. (36)А они — Погорелко и ещё человек пять — не ходили курить, слушали. (37)И как ещё слушали! (38)И хочешь презирай меня — хочешь нет, но я видела в них в это время не комендантов, а своих учеников. (39)И мне ужасно хотелось, чтобы им нравились именно те стихи, которые люблю я…
(По Е. С. Гинзбург*)
* Евгения Соломоновна Гинзбург (1904–1977) — советская журналистка, писательница, кандидат исторических наук. Автор автобиографического романа «Крутой маршрут», одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР.
Фрагмент взят из романа «Крутой маршрут».
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. При этом никакие усилия учительницы не смогли сдвинуть его с этой позиции. Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем.
Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице литературы и попросил ещё раз прочитать стихи Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…». И когда она спросила его почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена. Погорелко ответил, что папироска всегда при нем, а вот такие стихи не каждый день услышишь. Из этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком.
Эти примеры противопоставляются друг другу, так как оба лейтенанта нуждаются в разных подходах к воспитанию. Сумочкин должен преодолеть свое упрямство при помощи учителя, а Погорелко - сохранить и развить те хорошие черты характера, которые у него есть.
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что каждый учитель должен вкладывать душу в своих учеников, чтобы видеть в них преданных подопечных.
Трудно не согласиться с позицией автора, и мне хочется привести в пример свою учительницу начальных классов Иванову Ольгу Николаевну. В своё время она с добротой и пониманием относились к нам, поощряла мое стремление к знаниям. Также Ольга Николаевна пыталась искоренить мои пороки того времени - эгоизм и неуважение к остальным. За это я ей очень сильно благодарен.
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована, однако указана неверно. Вы ведь при помощи примеров и анализа связи аргументируете авторскую позицию. Оба лейтенанта (хоть они и очень непохожи друг на друга) нуждаются в том, чтобы учительница вкладывала в них душу. Таким образом, связь – дополнение или аналогия. Точно не противопоставление.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно. Однако снят балл за логику (см. К5).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора должно содержать согласие, тезис, обоснование тезиса. У вас же только согласие и пример.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Именно эта проблема привлекла внимание советской журналистки, писательницы и кандидата исторических наук Евгении Соломоновны Гинзбург. |
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что каждый учитель должен вкладывать душу в своих учеников, чтобы видеть в них преданных подопечных. |
Из этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком. Эти примеры противопоставляются друг другу, так как оба лейтенанта нуждаются в разных подходах к воспитанию. |
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель. |
Корректно:
Проанализировав текст, я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека.
K6 – Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять КАВЫЧКИ время от времени картины природы КАВЫЧКИ. |
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это КАВЫЧКИ твердокаменная воинствующая тупость КАВЫЧКИ может принести лейтенанту в будущем кучу проблем. |
Погорелко ответил, что КАВЫЧКИ папироска всегда при нем, а вот такие стихи не каждый день услышишь КАВЫЧКИ. |
И когда она спросила его ЗПТ почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена. |
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. При этом никакие усилия учительницы не смогли сдвинуть его с этой позиции. Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем. |
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя… |
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем. |
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. |
Именно эта проблема привлекла внимание советской журналистки, писательницы и кандидата исторических наук Евгении Соломоновны Гинзбург. Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. |
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример лейтенанта Сумочкина, который является одним из учеников преподавателя русского языка и литературы. Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. |
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла… |
Он совершенно недвусмысленно высказался по поводу этого ремесла и считает, что всего - лишь нужно описывать, как бы как было дело, да вставлять время от времени картины природы. |
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя… |
Корректно: Сумочкин – человек, нуждающийся во внимании преподавателя.
Этот пример доказывает то, что Сумочкин – человек, нуждающийся в уделении внимания со стороны преподавателя, так как это твердокаменная воинствующая тупость может принести лейтенанту в будущем кучу проблем. |
Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице… |
Невозможно не упомянуть тот момент, когда лейтенант Погорелко подошёл к той же учительнице… |
И когда она спросила его почему он не пошёл курить на перемене, была очень удивлена. |
Из этого можно сделать вывод, что данный лейтенант не такой упёртый, как лейтенант Сумочкин, и при должном внимании со стороны учителя может стать весьма неплохим человеком. |
Также Ольга Николаевна пыталась искоренить мои пороки того времени - эгоизм и неуважение к остальным. |
За это я ей очень сильно благодарен. |
Подведя итоги, хочется верить, что я осознал, насколько важна роль учителя в жизни человека, и какие «неписаные» обязанности должен исполнять каждый преподаватель. |
Корректно: какие «неписаные» обязанности есть у каждого преподавателя.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Подведу итоги. Структура сочинения ЕГЭ вам знакома. Текст вы поняли правильно. Вам, несомненно, удалось написать самостоятельное, искреннее, эмоциональное сочинение в формате ЕГЭ. Видно, что вы очень старались. Баллов получилось немного, но вы на верном пути! Продолжайте регулярно писать сочинения, до экзамена ещё есть время.
Хочу дать вам несколько советов.
1. Разберитесь с анализом связи.
2. В абзаце с собственным мнением не забывайте, что необходимо не только согласиться с автором и привести пример, имеющий отношение к теме. Нужно сформулировать собственный тезис.
3. Все цитаты, даже самые короткие, заключаются в кавычки.
4. Будьте аккуратны с местоимениями. Они должны указывать на совершенно конкретное слово.
Рекомендую участвовать в бесплатных вебинарах, которые эксперты проводят на нашем сайте каждый понедельник в 17.00 по Москве. Все вебинары доступны и в записи. Уверена, что это будет очень полезно!
Удачи!