Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Проблема сохранения языка
-
Текст: (1) Где бы вы ни были – в городе или в д(1) Где бы вы ни были – в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, – всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык – поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.(2) С русским языком можно творить чудеса. (3) Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в
нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (4) И звучание музыки, и
спектральный блеск красок, и шум и тень садов, и сказочное – сновидения, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. (5) И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.(6) Нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов – и сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.(7) Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу.(8) Русский язык – народен. (9) Он является наилучшим выражением сущности русского человека. (10) Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. (11) И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.
(12) С чем сравнить это впечатление? (13) Недавно на рассвете я шел в глухих лугах вблизи Оки. (14) Густой туман лежал над лугами и оседал росой на травах. (15) Внезапно среди однообразной зелени этих трав в белой пелене тумана я увидел очень высокий огненный цветок. (16) Он как бы зажег на заре свое душистое пламя и раскрывался, расцветал у меня на глазах. (17) Он весь сверкал от росы, и только тут я заметил, что туман лежит низко, а огненный этот цветок стоит выше тумана и на него уже упал первый луч солнца.(18) Сейчас, когда я вспоминаю об этом, то почему-то этот цветок, выросший на простой и даже грубой нашей земле, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим живым горячим блеском над остальными языками мира.(19) Вслушайтесь в звучание самых простых русских слов, и вы тогда уловите звуковое богатство языка.(20) Образцов звукового богатства можно привести множество. (21) Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.(22) Но для примера надо остановиться на ком-нибудь одном, хотя бы на Лермонтове.(23) У Лермонтова необыкновенная торжественность языка («Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…») сменяется изумительным легким его переливом, похожим на ночное журчанье родника («Как ночи Украйны в мерцании звезд незакатных, исполнены тайны слова ее уст ароматных»). (24) И рядом с этим почти сказочным по звучанию переливом возникает
простая разговорная речь:
(25) «Что ж мы? на зимние квартиры?
(26) Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
(27) На небольшом пространстве этой статьи я не могу сказать о русском языке все, что о нем следовало бы сказать.
(28) О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. (29) Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.(30) Во всяком случае, я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только о всем русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.(31) Вы, ребята, снова пришли в школу. (32) Русский язык вы изучаете с первого класса и будете заниматься им и в этом году. (33) Это основной предмет в нашей школе.
(34) Но иногда, нечего греха таить, занятия грамматикой и синтаксисом кажутся вам скучными и неинтересными. (35) Некоторые ребята часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.(36) К сожалению, есть еще у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мертвый жаргон.
(37) И школьники часто не следят за своей речью и употребляют канцелярские выражения вроде «имеется», «имеем на сегодняшний день», «в общем и целом», заменяют одни понятия другими. (38) Возьмем первый попавшийся пример, который мы часто встречаем в обычной разговорной речи, хотя бы слово «зачитать». (39) Невежды ввели его в обиход вместо хорошего и простого русского слова «прочесть». (40) Можно зачитать до дыр книгу, но нельзя зачитать протокол. (41) Его можно только прочесть.
(42) Часто ребята стараются говорить на каком-то грубом жаргоне. (43) Они употребляют
беспомощные, корявые и обывательские словечки, которые выглядят безобразно и жалко,
не вяжутся с самим духом и звучанием русского языка и торчат в нем занозами.
(44) Нельзя коверкать великолепный и богатый язык, на котором говорили и писали Ленин и Пушкин, Лев Толстой и Лермонтов, Чернышевский и Чехов, Тимирязев и Лесков, Горький и Алексей Толстой!
(45) Ленин призывал бороться за чистоту и ясность русского языка.
(46) Любите, ребята, русский язык. (47) Изучайте его. (48) Храните его, как народное богатство. (49) Обогащайте его словами, рожденными нашей эпохой, но словами, достойными этого великого языка, теми словами, которые, как стихи Маяковского, преодолевают века:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
И явится
весомо,
грубо,
зримо,
Как в наши дни
вошел водопровод,
Сработанный
еще рабами Рима.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892 - 1968 гг.) – русский советский писатель, сценарист и
педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.
19.03.2024 00:31:34
Автор: Вероника Кузнецова
Какое значение имеет родной язык?Над данной проблемой рассуждает Константин Георгиевич Паустовский.
Отвечая на данный вопрос,автор пишет:" И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.".Данный фрагмент показывает то,какие эмоции вызывает у человека родной русский язык.Ведь с его помощью мы не только общаемся друг с другом,но и наслаждаемся настоящим искусством.Также важно обратить внимание на другие слова автора.Он пишет:"Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.".Этот отрывок указывает на то,что именно наш язык взрастил великих писателей,известных по всему миру.
Сравнивая эти примеры,мы видим,что они тесно связаны друг с другом.Приведенные аргументы доказывают то,что русский язык играет огромную роль не только в жизнях людей,но и в развитии мировой культуры.
Позиция автора предельно ясна:он убеждает читателя в необходимости сохранения родного языка таким,каким он был испокон веков,то есть не испорченным жаргонами.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю,что именно нам необходимо сохранить язык для последующих поколений в его самом могущественном виде.Так,я регулярно провожу лекции для подростков в родной сельской библиотеке,в ходе которых доказываю красоту нашего языка,подтверждая это стихотворениями великих русских классиков.
В заключение хотелось бы сказать,что мне понравился текст К.Г.Паустовского.Он интересен и понятен.Автор затрагивает тему,актуальную во все времена.Мы благодарны ему за это.
Отвечая на данный вопрос,автор пишет:" И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.".Данный фрагмент показывает то,какие эмоции вызывает у человека родной русский язык.Ведь с его помощью мы не только общаемся друг с другом,но и наслаждаемся настоящим искусством.Также важно обратить внимание на другие слова автора.Он пишет:"Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.".Этот отрывок указывает на то,что именно наш язык взрастил великих писателей,известных по всему миру.
Сравнивая эти примеры,мы видим,что они тесно связаны друг с другом.Приведенные аргументы доказывают то,что русский язык играет огромную роль не только в жизнях людей,но и в развитии мировой культуры.
Позиция автора предельно ясна:он убеждает читателя в необходимости сохранения родного языка таким,каким он был испокон веков,то есть не испорченным жаргонами.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю,что именно нам необходимо сохранить язык для последующих поколений в его самом могущественном виде.Так,я регулярно провожу лекции для подростков в родной сельской библиотеке,в ходе которых доказываю красоту нашего языка,подтверждая это стихотворениями великих русских классиков.
В заключение хотелось бы сказать,что мне понравился текст К.Г.Паустовского.Он интересен и понятен.Автор затрагивает тему,актуальную во все времена.Мы благодарны ему за это.
Количество слов - 257
Рецензент: Полина Крыжевич
Вероника, здравствуйте! Ваше сочинение оценено следующим образом:
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно.
K2 – Комментарий: + 2 балла
Первый пример указан, пояснен.
Второй пример указан и пояснен.
Связь между примерами не указана и не проанализирована. В следующий раз учитывайте, что у связи должно быть конкретное название (дополнение, противопоставление и т. д.), а также описание того, что именно связано и какое это имеет значение для понимания текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора определена верно, но она не является ответом на поставленный вами проблемный вопрос, что является логической ошибкой (см. критерий К5).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Есть собственный тезис, приведен подходящий пример.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Вероника, вы переходите к анализу другого фрагмента, а значит, меняете микротему, поэтому следовало бы вынести второй пример и пояснение к нему в отдельный абзац.
Мне также непонятно, как вы, исходя из приведенного вами первого примера, пришли от эмоций к тому, что язык дает возможность наслаждаться искусством. Эта мысль была бы отличным пояснением ко второму примеру, однако вы вставили это предложение явно не туда, из-за чего страдает композиция и логика.
Помните о том, что позиция автора - это всегда ответ на проблемный вопрос, поставленный в первом абзаце. В вашем же сочинении это требование не соблюдено. К тому же непонятно, откуда появилась информация о жаргоне - в ваших примерах о жаргонизмах ничего не было сказано.
В тексте ничего не было сказано о том, что именно вашему поколению нужно заниматься спасением русского языка. Не стоит вносить в текст смыслы, которых там не было.
Мы - это о ком? Создается впечатление, что сочинение вы писали вместе с кем-то еще.
K6 – Богатство речи: + 1 баллов
Совет: следите за речью внимательнее, у вас все равно достаточно много повторов.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм:
Точка должна идти после кавычек, и одной точки достаточно.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Рассуждать можно только О чем-то (а вот с "размышлять" сочетается и О, и НАД)
В данном случае ВЕДЬ является подчинительным союзом причины, а придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя отделять от главной и делать отдельным предложением.
ТО лишнее.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
К чему относится местоимения? Согласно логике вашего текста, либо к слову "вопрос", либо к слову "автор".
Неуместная метафоризация.
Неуместный эпитет: непонятно, в каком именно значении вы употребляете это слово и что конкретно имеете в виду.
Он - это текст или Паустовский? Неясно, к чему относится местоимение.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно.
K2 – Комментарий: + 2 балла
Первый пример указан, пояснен.
Второй пример указан и пояснен.
Связь между примерами не указана и не проанализирована. В следующий раз учитывайте, что у связи должно быть конкретное название (дополнение, противопоставление и т. д.), а также описание того, что именно связано и какое это имеет значение для понимания текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора определена верно, но она не является ответом на поставленный вами проблемный вопрос, что является логической ошибкой (см. критерий К5).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Есть собственный тезис, приведен подходящий пример.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Отвечая на данный вопрос,автор пишет:" И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.".Данный фрагмент показывает то,какие эмоции вызывает у человека родной русский язык [СВЯЗЬ?].Ведь с его помощью мы не только общаемся друг с другом,но и наслаждаемся настоящим искусством.[ДРУГОЙ АБЗАЦ?]Также важно обратить внимание на другие слова автора. |
Мне также непонятно, как вы, исходя из приведенного вами первого примера, пришли от эмоций к тому, что язык дает возможность наслаждаться искусством. Эта мысль была бы отличным пояснением ко второму примеру, однако вы вставили это предложение явно не туда, из-за чего страдает композиция и логика.
Какое значение имеет родной язык?.. Позиция автора предельно ясна:он убеждает читателя в необходимости сохранения родного языка таким,каким он был испокон веков,то есть не испорченным жаргонами. |
Я согласна с мнением автора и тоже считаю,что именно нам необходимо сохранить язык для последующих поколений в его самом могущественном виде. |
Автор затрагивает тему,актуальную во все времена.Мы благодарны ему за это. |
K6 – Богатство речи: + 1 баллов
Совет: следите за речью внимательнее, у вас все равно достаточно много повторов.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм:
Отвечая на данный вопрос,автор пишет:" И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.". Он пишет:"Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.". |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Над данной проблемой рассуждает Константин Георгиевич Паустовский. |
Данный фрагмент показывает то,какие эмоции вызывает у человека родной русский язык.Ведь с его помощью мы не только общаемся друг с другом,но и наслаждаемся настоящим искусством. |
Приведенные аргументы доказывают то,что русский язык играет огромную роль не только в жизнях людей,но и в развитии мировой культуры. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Отвечая на данный вопрос,автор пишет:" И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.". |
Этот отрывок указывает на то,что именно наш язык взрастил великих писателей,известных по всему миру. |
Я согласна с мнением автора и тоже считаю,что именно нам необходимо сохранить язык для последующих поколений в его самом могущественном виде. |
В заключение хотелось бы сказать,что мне понравился текст К.Г.Паустовского.Он интересен и понятен. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибок нет.
Вероника, вы достаточно хорошо понимаете требования к тексту, однако вам все равно есть куда расти. Чтобы баллы были выше, советую: а) четче определяться с проблемой и прописывать схему "проблемный вопрос - позиция автора (ответ)" в первую очередь; б) писать таким образом, чтобы ваш текст был понятен без обращения к исходному фрагменту; в) тщательнее выстраивать композицию; г) следить за речью.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13