Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как у человека меняется представление о храбрости со временем?

  • Текст: (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из сам
    (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из самых острых, укоряющих мыслей моего детства. (2)Именно она впервые поставила меня лицом к лицу с самим собою. (3)Этот взгляд со стороны, иногда оправдывающий, но чаще осуждающий, неизменно помогал мне перед лицом решений, грозивших бедой – бедой, от которой нетрудно было ускользнуть, принимая эти казавшиеся почти естественными решения.

    (4)Мы играли во дворе, прыгая через планку, поднимая её всё выше. (5)Потом стали прыгать с мусорного ящика – и прыгнули все, кроме меня, даже восьмилетний Боря. (6)Саша сказал, что я трус, и, возможно, это было действительно так.

    (7)Я боялся гусей, ещё больше я боялся петухов, в особенности после того, как один из них сел мне на голову и чуть не клюнул, как царя Додона. (8)Правда, недавно я переплыл речку, но храбро ли я её переплыл? (9)Нет. (10)Так боялся утонуть, что потом целый день еле ворочал языком. (11)Значит, это была храбрость от трусости?

    (12)Странно, но я, по-видимому, был способен на храбрость. (13)Прочитав, например, о Муции Сцеволе, положившем руку на пылающий жертвенник, чтобы показать своё презрение к пыткам и смерти, я сунул в кипяток палец и продержал почти десять секунд. (14)Но я всё-таки испугался, потому что палец стал похож на рыбий пузырь.

    (15)Словом, похоже было, что я всё-таки трус. (16)А «от трусости до подлости один шаг», как сказала мама. (17)Когда я не спрыгнул с крышки мусорного ящика, она посоветовала мне сознаться, что я струсил, потому что человек, который способен сознаться, ещё может впоследствии стать храбрецом.

    (18)Потом я прочёл «Севастопольские рассказы» Толстого и решил, что он написал их только потому, что ему хотелось доказать себе и отчасти другим, что он не трус. (19)Иначе он не стал бы утверждать, что на войне боятся почти все, и в том числе храбрые люди. (20)Опасность или даже только мысль об опасности делала человека трусом, но та же мысль могла сделать его храбрецом. (21)Значит, трусость зависит от того, как к ней относиться? (22)Я запутался, размышляя о том, трус я или нет, хотя меня немного успокаивала мысль, что запутался, в сущности, и Толстой. (23)Так или иначе, к трусам относились с презрением. (24)Я тоже относился к ним с презрением, и брат сказал, что это очень важно.

    – (25)Следовательно, – сказал он, – в тебе всё-таки есть зачатки храбрости, которые надо развить, пока не поздно.

    (26)Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни.

    (27)Это было в третьем классе. (28)Алька Гирв нагрубил нашему учителю, и тот велел ему стоять всю большую перемену у стенки в коридоре, а нам – не разговаривать с ним и даже не подходить. (29)Алька стоял, как у позорного столба, и презрительно улыбался. (30)Он окликнул ребят из класса, но те прошли, разговаривая, – притворились, подлецы, что не слышат. (31)Мне стало жалко, и я вдруг подошёл к нему, заговорив с ним как ни в чём не бывало.

    (32)Учитель покосился на меня своими маленькими глазками, но ничего не сказал, а после вызвал мою мать в гимназию.

    (33)Мать пробыла там долго, часа полтора. (34)Должно быть, учитель выложил ей все мои прегрешения. (35)Их было у меня немало.

    (36)Мама пришла расстроенная, но чем-то довольная, как мне показалось.

    – (37)Я сказала вашему учителю, что горжусь тем, что ты подошёл к Гирву, – сказала она. – (38)Подрывать чувство товарищества – это ещё что за метод!

    (39)Она стала длинно объяснять, как, по её мнению, должен был в данном случае поступить учитель. (40)Я не слушал её. (41)Неужели это правда? (42)Я не трус?

    (43)Долго я старался доказать себе, что я не трус. (44)А оказалось, что для этого нужно было только поступить так, чтобы потом не было стыдно.

    (По В.А. Каверину*)  
18.03.2024 14:50:19
Автор: Анна

Как у человека меняется представление о храбрости со временем? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте В. А. Каверина.

Рассуждая о том, как меняется понимание храбрости с возрастом, писатель обращается к истории из детства. Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов. Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке. Читателю становится понятно: ребенок думал, что проявлять храбрость — значит совершать рискованные поступки.

Далее автор рассказывает о случае в гимназии. Алька Гирв, один из одноклассников главного героя, нагрубил преподавателю. Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать. Все ребята отвернулись от провинившегося, и только рассказчик смог подойти и поговорить с товарищем как ни в чём не бывало. После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.  Благодаря ей герой понял: он не трус. В этом фрагменте раскрывается мысль о том, что с возрастом, получив определенный жизненный опыт, человек понимает: поступающий по совести по-настоящему смелый.

Примеры противопоставлены друг другу и показывают, как меняется восприятие храбрости у людей с течением времени: вначале это лишь авантюризм, а в дальнейшем понимание – нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью. Данная смысловая связь позволяет автору с разных сторон охарактеризовать это человеческое качество и сделать вывод, что же на самом деле важнее.

Мнение писателя выражено напрямую и прослеживается в мыслях рассказчика. В. А. Каверин стремится показать читателю, что спустя годы приходит осознание того, что «кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни», нужно «только поступить так, чтобы потом не было стыдно».

Я разделяю мнение писателя. Мне кажется, что именно с возрастом к человеку приходит понимание: храбрый человек это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто достойно отстаивает свои взгляды и справляется с трудностями. Вспоминается рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов смог противостоять обществу и поступить согласно своим убеждениям даже в ситуациях, когда его жизнь находилась в опасности. Главный герой защищал Родину, достойно вел себя в плену, не подавался на провокации немцев, освободившись, усыновил сироту Ванечку.

В заключение хочется подчеркнуть, что в современном мире очень важно ценить нравственно храбрых людей. Они достойны уважения, потому что они не изменяют своим принципам при любых обстоятельствах.
Количество слов - 400

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендация: старайтесь при выявлении связи "противопоставление" в разделе "анализ связи" использовать антонимы, чтобы связь "противопоставление" была очевидной.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Замечание:

Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов. Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке.
Наблюдается отождествление автора художественного текста и рассказчика, от лица которого ведется повествование. В художественном тексте нельзя отождествлять эти позиции. В данном сочинении на балл это не повлияло, но в другом тексте рассказчик может совершить безнравственный поступок, например, украсть хлеб у голодных солдат. И если в этом случае вы отождествите рассказчика и автора, то будет снижен балл за фактическую точность. Кроме того, текст может быть написан и от лица женщины, тогда как автором является мужчина. Будьте очень внимательны: "я" в художественном тексте не равно личности автора.

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать.
Запятая в сложносочиненном предложении не ставится, если части сложносочиненного предложения представляют собой неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.
Мне кажется, что именно с возрастом к человеку приходит понимание: храбрый человек это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто достойно отстаивает свои взгляды и справляется с трудностями.
Перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словом это, ставится тире.
После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.
Оборот с "несмотря на" обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов.
Грамматический недочет: нарушен порядок соподчинения придаточных предложений. Придаточное времени логичнее было бы поставить после изъяснительных, присоединяемых к главной части.
Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке.
Такой же грамматический недочет: придаточное цели расположено сразу после главной части, но логически с ней не связано, что создает трудности при восприятии смысла высказывания. Правильнее было бы разбить это предложение на два, поставив точку после слова "нерешительности".
После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.
Грамматическая ошибка: первая часть предложения является придаточной при отсутствии главной части. Вместо подчинительного союза после чего следовало в качестве связки употребить указательное местоимение с предлогом: после этого, тогда первая часть предложения стала бы главной.
нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью.
Нарушение формы слова в составе устойчивого выражения. Правильно: вступать в сделку с совестью.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Алька Гирв, один из одноклассников главного героя, нагрубил преподавателю. Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать.
Личное местоимение может быть ошибочно отнесено к слову "преподаватель". Следует избегать подобной путаницы.
как меняется восприятие храбрости у людей с течением времени: вначале это лишь авантюризм, а в дальнейшем понимание – нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью.
Указательное местоимение это относится к слову храбрость, логика фразы такова: храбрость -- это авантюризм. А вот слово понимание со словом храбрость уже не соотносятся: храбрость -- это понимание -- нелогично. Речевая ошибка заключается в отсутствии нужного по смыслу слова, например, слова приходит: ...а в дальнейшем приходит понимание...
Данная смысловая связь позволяет автору с разных сторон охарактеризовать это человеческое качество и сделать вывод, что же на самом деле важнее.
Указательное местоимение это непонятно, на что указывает: на моральную силу, на стремление вступить в сделку с совестью или на что-то еще. Понятие "храбрость" слишком далеко находится от этого местоимения и не ассоциируется с ним.
Слово важнее требует пояснения: важнее для чего, для кого. Речевая недостаточность.
Главный герой защищал Родину, достойно вел себя в плену, не подавался на провокации немцев, освободившись, усыновил сироту Ванечку.
Является ли усыновление сироты признаком храбрости? Ответ неоднозначный. Кроме того, Шолохов называет героя Ваней или Ванюшкой, но ни разу -- Ванечкой. Будьте аккуратны в фактологическом материале, высок риск фактической ошибки.
Они достойны уважения, потому что они не изменяют своим принципам при любых обстоятельствах.
Местоимение можно опустить во избежание повтора.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Анна, у вас получилось глубокое, довольно грамотное сочинение. Видна ваша работа по подготовке к экзамену. Уверена, вы сможете исправить все недочеты и покажете на ЕГЭ блестящий результат! Желаю вам удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку