Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения самообладания

  • Текст: Благодарность учит летать. После одного
    Благодарность учит летать. После одного не слишком удачного перелета я стал бояться воздушных путешествий. Каждое из них превратилось в тяжелое испытание, к которому я долго и мучительно готовился. Больше всего я боялся самого состояния страха и молился об избавлении от него. И вот однажды, уже во время взлета, я почувствовал вдруг подаренную мне легкость… И одновременно — благодарность за нее. Я стал опасаться, что легкость уйдет так же быстро, как и пришла, но сама благодарность усиливала во мне это состояние легкости.
    И вдруг я понял, что благодарности заслуживает не только то, что полет проходит спокойно, но и то, что я дышу, вижу, существую, ведь все это не зависит от меня, а мне дано. С самого рождения я пребываю в полете — и что меня держит? Какая сила вознесла над землей? Меня самого, как такового, по сути, нет. Всё мне даровано: и свет, и воздух, и тело, и каждая клеточка в нем. Ведь не я все это сотворил. Если вычесть из меня данное мне, что останется? Ничего. Меня у себя нет.
    Почувствовать все свое бытие как именно дар — и значит благо -дарить. Раз мне это дано, значит, есть Некто дающий. Мое существование приобретает двойной смысл, как встреча с Дающим Благодарность, как соль, придает крепость и вкус любому опыту.
    Самолет стало потряхивать, что раньше вызывало во мне оцепенение: я представлял, с какой высоты мы будем падать. Сердце начинало вслушиваться в каждый перебой самолетного гула. Но на этот раз благодарящее чувство примирило меня и с этой болтанкой. При каждом толчке я мысленно повторял: «и за это благодарю!» Я почувствовал, что не только каждый мой волос, но и каждый миг моей жизни находится в чьих-то руках и продлевается чьим-то щедрым усилием.
    Благодарность преодолевает страх. Он достигает максимума, когда ощущаешь себя властелином всего сущего, — и боишься потерять то, чем владеешь. Чем больше гордости, уверенности в себе, тем сильнее внутренний страх. Если же всё твое — не твое, то нет и страха: терять нечего, ибо всё и так тебе дается.
    У Юза Алешковского есть замечательное определение: «Счастье — это состояние бессознательной благодарности Всевышнему абсолютно за всё». Благодарность — философский камень, превращающий даже мерзости жизни в частицы счастья. Если с тобой случается что-то тяжелое, тревожное, опасное, начни благодарить — и тут же ощутишь радость и прилив сил! Раньше я чувствовал на себе огромную тяжесть: все зависело от меня, все приходилось делать самому, чудовищными усилиями, как каторжнику, вращать колесо своего существования. Верно сказано: «иго мое есть благо, и бремя мое легко». Достаточно благодарно принять на себя иго — и жизнь становится легкой.

    Михаи́л Нау́мович Эпште́йн — советский, российский и американский философ, филолог, культуролог, литературовед, литературный критик, лингвист, эссеист.

08.03.2024 18:02:20
Автор: Г Бакирова

Артём М. 11 класс
В предложенном для анализа тексте Михаил Наумович Эпштейн размышляет о сохранении самообладания.
После неудачного полёта главный герой стал бояться путешествовать на воздушных суднах. Каждый перелёт для него был самым настоящим испытанием, в котором страх всегда побеждал. Михаил Наумович потерял самообладание и поддался эмоциям. В самолете он не мог контролировать свои эмоции, и в его сознании зарождались негативные мысли.
Однако Михаил Наумович в одном из своих полётов понял, что чувство страха покинуло его. Вместо того, чтобы содрогаться от каждого потряхивания самолета, рассказчик стал думать о благодарности тому, кто продлевает каждый миг этой жизни. Он начал управлять своим поведением во время полета. Михаила Наумовича уже ничего не тревожило и ничто не могло поколебать его спокойствие. Самообладание помогло рассказчику справиться с паникой и страхом.
Данные примеры противопоставлены. Они помогают нам понять, что беспокойная жизнь для человека становится настоящим испытанием. Стоит только проявить самообладание, как все встанет на свои места. Уйдут переживания и страдания, многое покажется не таким уж и страшным.
Так автор убеждает нас в том, что человек никогда не должен подпускать к себе тревогу и опасение, нужно всегда сохранять самообладание.
Безусловно, автор прав. В жизни мы всегда сталкиваемся с тем, что вызывает у нас страх. Овладев собой, можно перебороть все свои переживания. В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв, главный герой повести, едет в Белогорскую крепость, чтобы спасти Марию из плена. Он понимает, что враги могут убить его. Главный герой, не теряя самообладания, отвечает на все вопросы предводителя крестьянского бунта Пугачёва уверенно и без малейшего сомнения в своих словах. Пугачёв, поверив молодому человеку, даже решает посодействовать в спасении возлюбленной Гринёва.
В заключение хочется сказать, что без способности овладевать собой человек будет всегда поддаваться страху и панике.
Количество слов - 286

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Артем! Ваше сочинение оценено следующим образом:

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, но в следующий раз советую формулировать ее в виде вопроса: это поможет и яснее обозначить позицию автора, и избежать возможных логических ошибок. Еще один момент: при формулировке проблемы обращайте внимание на те слова, которые часто повторяются в тексте (в данном фрагменте это, например, "страх", "благодарность"), - так вы точнее определите суть написанного.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Первый пример указан и пояснен.

Второй пример также указан и пояснен.

Связь между примерами обозначена и проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Авторская позиция определена верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Выдвинуты собственные тезисы для обоснования своей точки зрения (то есть согласия с автором), приведен адекватный пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
После неудачного полёта главный герой стал бояться путешествовать на воздушных суднах. Каждый перелёт для него был самым настоящим испытанием, в котором страх всегда побеждал. Михаил Наумович потерял самообладание и поддался эмоциям. В самолете он не мог контролировать свои эмоции, и в его сознании зарождались негативные мысли... Самообладание помогло рассказчику справиться с паникой и страхом.
Перед вами публицистический текст, а термины "главный герой" и "рассказчик" уместны при анализе текста художественного.
Вместо того, чтобы содрогаться от каждого потряхивания самолета, рассказчик стал думать о благодарности тому, кто продлевает каждый миг этой жизни.
О ком идет речь?
Они помогают нам понять, что беспокойная жизнь для человека становится настоящим испытанием. [СВЯЗЬ?] Стоит только проявить самообладание, как все встанет на свои места.
Не хватает маркера связи между двумя вашими мыслями. Сравните: "Они помогают нам понять, что беспокойная жизнь для человека становится настоящим испытанием, НО стоит только проявить самообладание, как все встанет на свои места".
В жизни мы всегда сталкиваемся с тем, что вызывает у нас страх. [СВЯЗЬ?] Овладев собой, можно перебороть все свои переживания.
Старайтесь избегать категоричных формулировок из разряда "Все так делают", "Так происходит всегда": эти утверждения невозможно доказать. Еще вы снова пропустили маркер связи между предложениями (см. пример выше, здесь ситуация аналогичная).
Гринёв, главный герой повести, едет в Белогорскую крепость, чтобы спасти Марию из плена.  Он понимает, что враги могут убить его. [СВЯЗЬ?] Главный герой, не теряя самообладания, отвечает на все вопросы предводителя крестьянского бунта Пугачёва уверенно и без малейшего сомнения в своих словах.
Кто такая Мария? Все сведения о героях нужно давать при их первом упоминании. Вы также в очередной раз не связали между собой предложения. Сравните: "Он понимает, что враги могут убить его. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, главный герой, не теряя самообладания, отвечает на все вопросы предводителя крестьянского бунта Пугачёва..."

K6 – Богатство речи: + 1 балл

Речь разнообразна, и синтаксические конструкции тоже.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Михаила Наумовича уже ничего не тревожило ЗПТ и ничто не могло поколебать его спокойствие.
Пропущена запятая, разделяющая части сложного предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
После неудачного полёта главный герой стал бояться путешествовать на воздушных суднах.
Правильно: на судах.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
После неудачного полёта главный герой стал бояться путешествовать на воздушных суднах. Каждый перелёт для него был самым настоящим испытанием, в котором страх всегда побеждал.
Тавтология.
Михаил Наумович потерял самообладание и поддался эмоциям. В самолете он не мог контролировать свои эмоции, и в его сознании зарождались негативные мысли.
Тавтология. Что касается подчеркнутых глаголов, то более удачным решением было бы заменить их на глаголы несовершенного вида, ведь в тексте речь идет о том, что автор боялся каждый раз, когда ему приходилось летать.
Вместо того, чтобы содрогаться от каждого потряхивания самолета, рассказчик стал думать о благодарности тому, кто продлевает каждый миг этой жизни. Он начал управлять своим поведением во время полета.
Кто в итоге начал контролировать свое поведение: автор или тот, кто продлевает каждый миг этой жизни? Неясно, к кому относится местоимение.
Однако Михаил Наумович в одном из своих полётов понял, что чувство страха покинуло его.
Корректно: во время одного из полетов.
Однако Михаил Наумович в одном из своих полётов понял, что чувство страха покинуло его. Вместо того, чтобы содрогаться от каждого потряхивания самолета, рассказчик стал думать о благодарности тому, кто продлевает каждый миг этой жизни. Он начал управлять своим поведением во время полета.
. Тавтология.

Пугачёв, поверив молодому человеку, даже решает посодействовать в спасении возлюбленной Гринёва.
Посодействовать - слово официально-делового стиля, в сочинении неуместно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибок нет, но есть нюанс:

Гринёв, главный герой повести, едет в Белогорскую крепость, чтобы спасти Марию из плена.
Несмотря на то что жанровая принадлежность "Капитанской дочки" - вопрос спорный, в рамках школьной программы это произведение является романом.

Итак, вам удалось создать весьма удачный текст! Продолжайте в том же духе, но не забывайте: 1) уделять достаточно времени анализу текста и поиску главной мысли; 2) обращать внимание на связность текста; 3) несколько раз все проверять и уделять особенное внимание качеству речи.

Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку