Запомни!
Проблема совести
-
Текст: Текст для сочиненияТекст для сочинения
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)–Мам, а почему нельзя?
(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!
(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…
(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!
(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?
(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с отчаянием понял, что никогда не сделает этого.
(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
(По С.С. Качалкову*)
В тексте рассказывается о Сергее Николаевиче Плетенкине, который по дороге домой подхватывал попутчиков. Однажды герой подвез девушку и взял с неё 500 руб. Сперва он был очень рад этому и с гордостью рассказывал своим близким об этом. После прочтения этого фрагмента у нас не остается сомнений, что Плетенкин очень рад тому, что он смог так легко заработать.
По мере развития сюжета мы узнаем, что наш герой вспоминает девушку. Это была девочка, с которой он учился в параллельных классах. Когда-то она помогла нашему герою и написала за него сочинение для конкурса. Плетенкин занял первое место и получил путёвку в Петербург, после чего перестал обращать на неё внимание. Позже они встретились на выпускном балу и она задала ему вопрос: «Разве ты меня обманул?» Именно этот вопрос вспоминает наш герой, раздумывая о 500 рублях, которые ему дала та самая девушка. Это показывает нам, что в глубине души Плетенкин сожалеет о содеянном.
Эти примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу. В первом показано, что герой радуется тому, что смог обмануть и легко получить деньги, а во втором герой, напротив, понимает, что он неправильно поступил, и его начинает мучать совесть. Контрастные эпизоды помогают читателю лучше понять мысль автора по поставленной проблеме.
Автор убеждён, что на действия человека влияет совесть.
Я согласен с точкой зрения автора: совесть влияет на действия человека. В этом меня убеждает пример из произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, убивает старушку ради высшей цели. Он считает, что он имеет право убивать и его не будет мучать совесть, но после убийства герой подвергается угрызениям совести, из-за чего позже сдаётся полиции . Он не справился с внутренним давлением и решил во всём признаться.
Таким образом, я могу сказать, что решающее воздействие на решения человека оказывает его совесть.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан, однако пояснение полностью дублирует содержание эпизода, а поэтому засчитано быть не может:
В тексте рассказывается о Сергее Николаевиче Плетенкине, который по дороге домой подхватывал попутчиков. Однажды герой подвез девушку и взял с неё 500 руб. Сперва он был очень рад этому и с гордостью рассказывал своим близким об этом. После прочтения этого фрагмента у нас не остается сомнений, что Плетенкин очень рад тому, что он смог так легко заработать. |
По мере развития сюжета мы узнаем, что наш герой вспоминает девушку. Это была девочка, с которой он учился в параллельных классах. Когда-то она помогла нашему герою и написала за него сочинение для конкурса. Плетенкин занял первое место и получил путёвку в Петербург, после чего перестал обращать на неё внимание. Позже они встретились на выпускном балу и она задала ему вопрос: «Разве ты меня обманул?» Именно этот вопрос вспоминает наш герой, раздумывая о 500 рублях, которые ему дала та самая девушка. Это показывает нам, что в глубине души Плетенкин сожалеет о содеянном. |
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно: в формулировке позиции автора нет ответа на поставленный проблемный вопрос, кроме того, предложенная формулировка позиции автора не связана с содержанием текста: мы не видим, что совесть хоть как-то повлияла на действия Плетенкина.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Балл обнуляется из-за нулевого балла по критерию К3.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Однажды герой подвез девушку и взял с неё 500 руб. Сперва он был очень рад этому и с гордостью рассказывал своим близким об этом. |
Именно этот вопрос вспоминает наш герой, раздумывая о 500 рублях, которые ему дала та самая девушка. Это показывает нам, что в глубине души Плетенкин сожалеет о содеянном. |
Автор убеждён, что на действия человека влияет совесть. Я согласен с точкой зрения автора: совесть влияет на действия человека. |
K6 – Богатство речи: + 0 баллов.
Ошибки:
В тексте рассказывается о Сергее Николаевиче Плетенкине, который по дороге домой подхватывал попутчиков. Однажды герой подвез девушку и взял с неё 500 руб. Сперва он был очень рад этому и с гордостью рассказывал своим близким об этом. После прочтения этого фрагмента у нас не остается сомнений, что Плетенкин очень рад тому, что он смог так легко заработать. |
По мере развития сюжета мы узнаем, что наш герой вспоминает девушку. Это была девочка, с которой он учился в параллельных классах. Когда-то она помогла нашему герою и написала за него сочинение для конкурса. Плетенкин занял первое место и получил путёвку в Петербург, после чего перестал обращать на неё внимание. Позже они встретились на выпускном балу и она задала ему вопрос: «Разве ты меня обманул?» Именно этот вопрос вспоминает наш герой, раздумывая о 500 рублях, которые ему дала та самая девушка. Это показывает нам, что в глубине души Плетенкин сожалеет о содеянном. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Позже они встретились на выпускном балу ЗПТ и она задала ему вопрос: «Разве ты меня обманул?» |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Сперва он был очень рад этому и с гордостью рассказывал своим близким об этом. |
В первом показано, что герой радуется тому, что смог обмануть и легко получить деньги, а во втором герой, напротив, понимает, что он неправильно поступил, и его начинает мучать совесть. |
Таким образом, я могу сказать, что решающее воздействие на решения человека оказывает его совесть. |
Плетенкин занял первое место и получил путёвку в Петербург, после чего перестал обращать на неё внимание. |
По мере развития сюжета мы узнаем, что наш герой вспоминает девушку. Это была девочка, с которой он учился в параллельных классах. |
Именно этот вопрос вспоминает наш герой, раздумывая о 500 рублях, которые ему дала та самая девушка. Это показывает нам, что в глубине души Плетенкин сожалеет о содеянном. |
Он считает, что он имеет право убивать и его не будет мучать совесть, но после убийства герой подвергается угрызениям совести, |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и над логикой рассуждения.
Удачи!