Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Чем опасны азартные игры?

  • Текст: (1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульв
    (1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульвару шли два приятеля. (2)Один высокий, красивый брюнет в поношенной медвежьей шубе и цилиндре, другой — маленький, рыженький че ловек в рыжем пальто с белыми костяными пуговицами. (З)Оба шли и молчали. (4)Брюнет слегка насвистывал мазурку, рыжий угрюмо глядел себе под ноги.

    — (5)Не посидеть ли нам? — предложил наконец брюнет, когда оба приятеля увидели тёмный силуэт Пушкина и огонёк над воротами Страстного монастыря.

    (б)Рыжий молча согласился, и приятели уселись.

    — (7)У меня есть к тебе маленькая просьба, Николай Борисыч, — сказал брюнет после некоторого молчания. — (8)Не можешь ли ты, друг, дать мне взаймы рублей десять — пятнадцать? (9)Через неделю отдам…

    (Ю)Рыжий молчал.

    — (11)Я не стал бы тебя и беспокоить, если бы не нужда. (12)Скверную штуку сыграла со мной сегодня судьба… (13)Жена дала мне сегодня утром заложить свой браслет… (14)Нужно ей за свою сестрёнку в гимназию заплатить… (15)Я, знаешь, заложил и вот… при тебе сегодня карты нечаянно проиграл…

    (16)Рыжий задвигался и крякнул.

    — (17)Пустой ты человек, Василий Иваныч! — сказал он, покрививши рот злой усмеш кой. — (18)Пустой человек! (19)Какое ты право имел садиться с барынями играть в карты, если ты знал, что эти деньги не твои, а чужие? (20)Ну, не пустой ли ты человек, не фат ли? (21)Постой, не перебивай… (22)Дай я тебе раз навсегда выскажу… (23)К чему эти вечно новые костюмы, эта вот булавка на галстухе? (24)К чему этот дурацкий цилиндр? (25)К чему это вечное хвастанье своими несуществующими знакомствами? (26)3наком и с Хохловым, и с Плева- ко, и со всеми редакторами! (27)Когда ты сегодня лгал о своих знакомствах, у меня за тебя глаза и уши горели! (28)Лжёшь и не краснеешь! (29)А когда ты играешь с этими барынями, проигрываешь им женины деньги, ты так пошло и глупо улыбаешься, что просто… пощёчины жалко!

    — (ЗО)Ну оставь, оставь… Ты не в духе сегодня…

    — (31)Ну, пусть это фатовство есть мальчишество, школьничество… (32)Я согласен допустить это, Василий Иваныч… ты ещё молод… (ЗЗ)Но не допущу я… не пойму одной вещи… (34)Как мог ты… сподличать? (35)Я видел, как ты, сдавая, достал себе из-под низу пикового туза!

    (36)Василий Иваныч покраснел, как школьник, и начал оправдываться. (37)Рыжий настаивал на своём. (38)Спорили громко и долго. (39)Наконец оба мало-помалу умолкли и задумались.

    — (40)Это правда, я сильно завертелся, — сказал брюнет после долгого молчания. — (41)Правда… (42)Весь я потратился, задолжался, растратил кое-что чужое и теперь не знаю, как выпутаться. (43)Совестно и людей, и самого себя… (44)Делаю массу глупостей, гадостей, из самых мелких побуждений, и в то же время никак не могу остановиться… (45)Скверно! (4б)А ты, Николай Борисыч, не осуждай меня… не бросай камня…

    (47)Николай Борисыч машинально, сам того не сознавая, протянул вперёд руку и… махнул ею. (48)3вук пощёчины нарушил тишину ночи… (49)Цилиндр слетел с головы брюнета и покатился по утоптанному снегу. (бО)Все это произошло в одну секунду, неожиданно, и вышло глупо, нелепо. (51)Рыжему тотчас же стало стыдно этой пощёчины. (52)Он уткнул лицо в полинялый воротник пальто и зашагал по бульвару. (бЗ)Дойдя до Пушкина, он оглянулся на брюнета, постоял минуту неподвижно и, словно испугавшись чего-то, побежал к Тверской…

    (54)Василий Иваныч долго просидел молча и не двигаясь. (бб)Мимо него прошла какая-то женщина и со смехом подала ему цилиндр. (56)Он машинально поблагодарил, поднялся и пошёл.

    (57)«Сейчас зуденье начнётся, — думал он через полчаса, взбираясь по длинной лестнице к себе на квартиру. — (58)Достанется мне от супруги за проигрыш! (59)Всю ночь будет проповедь читать! (60)Скажу, что потерял деньги…»

    (По А. П. Чехову*)
    * Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург.
18.02.2024 15:09:20
Автор: Иван Медовщиков

Чем опасны азартные игры? В предложенном для анализа тексте Антон Павлович Чехов рассуждает об этой проблеме.
Что бы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает нам следующий пример. Василий Иванович часто играл в азартные игры, из-за них мужчина стал часто обманывать даже самых близких людей и не возвращать им долги, мошенничал во время игры . Данный пример показывает, что из-за страсти к азартным играм человек может потерять голову, стать лживым и нечестным.
Важен так же пример, в котором Василий обманул свою жену. Он проиграл деньги ,предназначенные для обучения сестрёнки жены. Становится понятно, что азартные игры заставляют человека совершать самые подлые поступки.
Примеры дополняют друг друга и показывают нам, что азартные игры могут сделать человека лживым и подлым.
Позиция автора ясна азартные игры вызывают зависимость у человека, заставляют его делать самые гнусные и бесчестные поступки.
Я полностью согласен с позицией автора. В качестве подтверждения своих слов приведу пример из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой- честный и порядочный человек, проиграв деньги в карты, совершил плохой поступок, обидел своего слугу.
В заключение хочу сказать ,что азартные игры плохо влияют на жизнь человека, из-за них он теряет свою душу.
Количество слов - 187

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Иван!

Вы знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к сочинению в формате ЕГЭ, нет нарушений по рекомендуемому объёму слов, но есть ещё над чем работать.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но хочу обратить внимание, что проблема, которую вы обозначили, не является центральной. Тексты А.П. Чехова только кажутся простыми, но на самом деле это не так. Текст всё-таки не об азартных играх. Было бы замечательно, если бы вы вышли на проблемный вопрос, в котором встретились такие ключевые слова, как "совесть", "чувство стыда", "чувство вины" и т.д.

K2 - Комментарий + 1 балл

По проблеме, которую вы обозначили, будет крайне трудно написать полноценный, глубокий, продуманный комментарий.  

Пример 1: Герой (В.И)., играя в азартные игры, обманывает близких людей

Пример 2: Герой (В.И.) обманывает жену.

Этот пример не может быть засчитан, так как вы уже в первом примере об этом написали:

Что бы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает нам следующий пример. Василий Иванович часто играл в азартные игры, из-за них мужчина стал часто обманывать даже самых близких людей и не возвращать им долги, мошенничал во время игры .
В тексте герой назван "Василий Иваныч" (обращайте на это внимание).
В первом примере читаем:
Важен так же пример, в котором Василий обманул свою жену. Он проиграл деньги ,предназначенные для обучения сестрёнки жены. Становится понятно, что азартные игры заставляют человека совершать самые подлые поступки.
"Обманывать даже самых близких людей" ="обманул свою жену". Следовательно, второй пример я засчитать не могу.  

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована. Кроме того, анализ связи не может быть засчитан, если обнулён какой-то из примеров.  

Примеры дополняют друг друга и показывают нам, что азартные игры могут сделать человека лживым и подлым.
Если предположить, что в вашем сочинении есть второй пример, всё равно вы не смогли бы получить максимальный балл за комментарий, потому что взаимосвязь между примерами указана, но не проанализирована. Не указано, как именно один пример дополняет другой, дан только микровывод — роль примеров.
Обратите внимание, что, если выбираем дополнение как вид связи между примерами, писать нужно убедительнее, доказывая свою точку зрения.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

Приведу несколько примеров из своих работ (по другим текстам):
Противопоставляя два выбора, две жизненные позиции: «отказ от любви и доброты» и «самоотверженную и терпеливую любовь» --  А.А.Лиханов убеждает нас в том, что недопустимо предавать забвению нестареющий завет педагога, потому что отказ от подлинных ценностей приведёт к человеческим драмам, когда ничего уже невозможно будет исправить.

Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга, позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста -- памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис отсутствует. С чем именно вы согласны? К чему вы приводите пример?

Я полностью согласен с позицией автора. В качестве подтверждения своих слов приведу пример из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой- честный и порядочный человек, проиграв деньги в карты, совершил плохой поступок, обидел своего слугу.
Кроме того, хочу дать совет: указывайте всё-таки имена героев, о которых пишете.
Уверена, что имя Петра Гринёва, героя романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", вам хорошо знакомо.  

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Что бы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает нам следующий пример.
Предложение не несёт никакой конкретной информации. Рекомендую сразу уточнять, что именно показывает автор, о чём повествует/размышляет  и т.д., чтобы в комментарии не было так называемой "воды".
В качестве подтверждения своих слов приведу пример из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой- честный и порядочный человек, проиграв деньги в карты, совершил плохой поступок, обидел своего слугу.
Логическая ошибка. Если он честный и порядочный, почему же он совершил "плохой поступок"? Нужно было как-то конкретизировать, пояснить. Речь ведь идёт об одном из эпизодов жизни героя, а не вообще о всей жизни.

В заключение хочу сказать ,что азартные игры плохо влияют на жизнь человека, из-за них он теряет свою душу.
На мой взгляд, вывод выглядит абстрактным, неконкретным.

K6 – Богатство речи + 1 балл

Не могу сказать, что работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи, но балл сохраняю.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Что бы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает нам следующий пример.
В данном случае "чтобы" является подчинительным союзом, поэтому пишется слитно. Не путайте с местоимением и частицей. Например,
Что бы мне сегодня почитать? Частицу бы можно убрать, перенести в другое место, слово "что"  является членом предложения (дополнением; вместо что можно вставить существительное: роман, рассказ и т.д.)
Важен так же пример, в котором Василий обманул свою жену.
Также является сочинительным союзом, который пишется слитно. Его можно заменить союзом "и", "тоже". В случае раздельного написания так – наречие, же – частица. Так является членом предложения, может быть заменено на другое наречие (так – сильно, плохо, медленно и т.п.).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Позиция автора ясна ДВОЕТОЧИЕ азартные игры вызывают зависимость у человека, заставляют его делать самые гнусные и бесчестные поступки.
Пропущен знак препинания в бессоюзном сложном предложении.
Главный герой- честный и порядочный человек, проиграв деньги в карты, совершил плохой поступок, обидел своего слугу.
В данном случае логичнее поставить запятую, так как после обособленного приложения (главный герой (кто? какой он? что о нём известно?)) следует обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Что бы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает нам следующий пример.

Примеры дополняют друг друга и показывают нам, что азартные игры могут сделать человека лживым и подлым.
Советую аккуратнее использовать местоимения. Есть тенденция к однообразию.
Василий Иванович часто играл в азартные игры, из-за них мужчина стал часто обманывать даже самых близких людей и не возвращать им долги, мошенничал во время игры .
Повторы.
Позиция автора ясна азартные игры вызывают зависимость у человека, заставляют его делать самые гнусные и бесчестные поступки.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя делать поступки. Вариант замены: заставляют совершать самые гнусные и бесчестные поступки.
В заключение хочу сказать ,что азартные игры плохо влияют на жизнь человека, из-за них он теряет свою душу.
Слово "плохо" обладает широкой семантикой (слова с очень высокой степенью обобщенности). Это не ошибка. Рекомендую подбирать более убедительные слова.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки:

Василий Иванович часто играл в азартные игры, из-за них мужчина стал часто обманывать даже самых близких людей и не возвращать им долги, мошенничал во время игры .
Обращайте внимание на имена героев. У А.П. Чехова - "Василий Иваныч". Балл снижать не буду, но настоятельно рекомендую на экзамене внимательнее отнестись к таким нюансам.

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа текста, чтобы точнее формулировать проблему, по которой будет удобно писать комментарий (с помощью комментария вы доказываете, что в тексте поднимается именно та проблема, которую вы обозначили). Старайтесь, чтобы комментарий был более развёрнутым и полным (сейчас он выглядит неубедительным и слабым), не забывайте об анализе связи между примерами.

Проверяйте сочинение несколько раз, чтобы минимизировать или исключить количество ошибок. Когда проверяете работу с точки зрения грамотности, советую читать сочинение с конца (последнее предложение – предпоследнее и т.д.). Это необходимо для того, чтобы вы следили не за содержанием, а сфокусировали внимание на орфографии, пунктуации и грамматике. Перечитывайте текст с целью выявления повторов. Если вы будете несколько раз перечитывать сочинения с разными целями, уверена, что сможете получить больше баллов.

Рекомендую воспользоваться прекрасной возможностью  – смотрите каждый понедельник в 17.00 на сайте "Могу писать" бесплатные вебинары по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку. Все вебинары доступны в записи.

У вас есть ещё время, чтобы поработать над сочинением. Больше пишите, читайте – и всё получится! Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку