Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Какой вклад внёс Константин Эдуардович Циолковский в науку?
-
Текст: Л. Кассиль. О Циолковском(1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
(8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
(14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
(15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
(23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
(25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
(28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
(30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
(36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
(По Л. Кассилю*)
* Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.
Комментируя поставленную проблему, отмечу слова автора о том, что долгое время человечество не могло найти способ освоить космос, даже учёные “качали головами, тёрли очки, но выхода не видели”. Автор показывает, что межпланетные полёты волновали общественность, но достойной их реализации придумать не получалось.
Далее Л. А. Кассиль пишет: “Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу”. Этим учителем был К. Э. Циолковский, и именно его научная деятельность позволила открыть “путь в мировое пространство”. Становится ясно, что благодаря Константину Эдуардовичу Циолковскому космическая отрасль стала активно развиваться.
Приведённые примеры противопоставлены. Первый показывает, что вопрос освоения космоса казался неразрешимым, второй же - что К. Э. Циолковский всё-таки смог воплотить в жизнь мечту людей о межпланетных полётах.
Авторская позиция такова: Константин Эдуардович Циолковский - великий учёный, создавший “гениальную научно-техническую идею”. Также Л. А. Кассиль утверждает, что “неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества”.
Нельзя не согласиться с автором. Действительно, вклад К. Э. Циолковского в развитие отрасли ракетостроения велик. На уроках астрономии учитель часто рассказывал о его научных достижениях, без которых полёты в космос не получилось бы реализовать.
Таким образом, Константин Эдуардович Циолковский значительно повлиял на освоение внеземного пространства.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Ошибки:
Комментируя поставленную проблему, отмечу слова автора о том, что долгое время человечество не могло найти способ освоить космос, даже учёные “качали головами, тёрли очки, но выхода не видели”. Автор показывает, что межпланетные полёты волновали общественность, но достойной их реализации придумать не получалось. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Никита, Вы создали прекрасную работу. Я с удовольствием прочитала Ваше сочинение. Спасибо!
Возможно, стоило бы взять проблему шире, Вам проще было бы писать.
Проблема = общий вопрос.
Максимального балла на ЕГЭ Вам. Удачи!