Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема природы

  • Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы
    (1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
    (6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
    (12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
    (16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
    (28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
    (30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
    (35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
    (38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
    (39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
    (45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
    (48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
    (По В. Крупину*)
    * Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
24.05.2023 18:55:11
Автор: Джон Джонов

     В предложенном для анализа тексте Владимир Николаевич Крупин размышляет о взаимодействии природы и человека.
     Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на следующие слова автора: "Из леса с того берега выходит лосиха. Я замираю от счастья". Появление лосихи производит большое впечатление на рассказчика. Впечатление усиливается, когда "к ней выбегает лосенок". Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать". Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека. Она может приятно удивить своими неожиданными сюрпризами, дав возможность испытать счастье.
     Далее стоит обратить внимание, с каким трепетом относится Владимир Николаевич Крупин к реке Лобань: "Ну и где же такая река Лобань?А вот возьму и не скажу...Я в ней купался. Я жил на ее берегах". Рассказчик переживает за свою родную речку, хотя все же делится ее местоположением, но только с теми, "кто не сделает ей ничего плохого". Мы пониманием, насколько дороги человеку могут быть родные места, с какой любовью и заботой он относится к ним, стремясь их сохранить и оградить от чужого вмешательства.
     Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же.
     Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
     Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты. В такие моменты перестаешь думать о проблемах и начинаешь понимать, насколько прекрасен мир и как важно его сохранить в том виде, в каком он есть на самом деле.
     Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Количество слов - 286

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Джон!

Вам удалось написать хорошее сочинение, отличающееся грамотностью и точностью выражения мысли. Есть несколько недочётов, которые я указала ниже.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснён.

Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать".
Фактическая неточность. Правильно всё-таки сказать "рассказчика".

Пример 2 указан, пояснён.

Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно полно.

Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же.
Если выбираем дополнение как вид связи между примерами, писать нужно убедительнее, доказывая свою точку зрения.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Совет: лучше обозначать позицию автора своими словами, а не цитатами. В данном случае у вас получилось неплохо, но бывают случаи, когда образность, присутствующая в цитатах, мешает пониманию позиции автора, у ученика в этом случае могут возникнуть проблемы в логикой изложения мысли.

Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Вывод не совсем соответствует проблеме. Вы пишете о том, для чего человек рождается, а не о взаимодействии человека и природы. Риск снятия балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека.
Нарушение согласования. Правильно: какОЙ спектр...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
    Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты.
Повтор.
Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты.
На мой взгляд, выражение "шум природы" не очень удачное. Лучше: звуки природы.

Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Смысловая неполнота. Есть элемент недосказанности. Можно было написать так: человек создан для того...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи между примерами, смысловой цельностью и последовательностью изложения.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку