Запомни!
Проблема природы
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на следующие слова автора: "Из леса с того берега выходит лосиха. Я замираю от счастья". Появление лосихи производит большое впечатление на рассказчика. Впечатление усиливается, когда "к ней выбегает лосенок". Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать". Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека. Она может приятно удивить своими неожиданными сюрпризами, дав возможность испытать счастье.
Далее стоит обратить внимание, с каким трепетом относится Владимир Николаевич Крупин к реке Лобань: "Ну и где же такая река Лобань?А вот возьму и не скажу...Я в ней купался. Я жил на ее берегах". Рассказчик переживает за свою родную речку, хотя все же делится ее местоположением, но только с теми, "кто не сделает ей ничего плохого". Мы пониманием, насколько дороги человеку могут быть родные места, с какой любовью и заботой он относится к ним, стремясь их сохранить и оградить от чужого вмешательства.
Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же.
Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты. В такие моменты перестаешь думать о проблемах и начинаешь понимать, насколько прекрасен мир и как важно его сохранить в том виде, в каком он есть на самом деле.
Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Здравствуйте, Джон!
Вам удалось написать хорошее сочинение, отличающееся грамотностью и точностью выражения мысли. Есть несколько недочётов, которые я указала ниже.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснён.
Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать". |
Пример 2 указан, пояснён.
Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно полно.
Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же. |
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Совет: лучше обозначать позицию автора своими словами, а не цитатами. В данном случае у вас получилось неплохо, но бывают случаи, когда образность, присутствующая в цитатах, мешает пониманию позиции автора, у ученика в этом случае могут возникнуть проблемы в логикой изложения мысли.
Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда". |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: отсутствие максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: ошибок нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда". Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты. |
Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты. |
Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: ошибок нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи между примерами, смысловой цельностью и последовательностью изложения.
Желаю удачи на ЕГЭ!