Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какое значение красота имеет в жизни человека?

  • Текст: Б. П. Екимов. О красоте
    (1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
    (9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
    (12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
    (18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
    (24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
    (32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
    (38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
    (44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
    (45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
    (53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
    (64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
    (66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
    (По Б. Екимову*)
    * Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
24.05.2023 18:10:46
Автор: Азалия Вильданова

     Какое значение имеет красота в жизни человека? Именно этой проблеме посвящен текст Б.П.Екимова.

     Размышляя над проблемой, автор пишет о плачевном состоянии своего двора. Несмотря на отсутствие ухода за огородом о цветах продолжают заботиться: "Цветы... Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. Без цветов нельзя". Так писатель доносит до читателей мысль о том, что в жизни каждого обязательно должна присутствовать красота, ведь она дарит людям эстетическое наслаждение и пробуждает светлые чувства.

    Далее автор рассказывает о своих соседях, уделяя особое внимание цветам: "Через улицу... живёт старая Гордеевна. У неё одышка, больное сердце...Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки»...Сосед Юрий. Человек нездоровый, больной...Но в летнюю пору расцветает посреди... двора... куст розовых пионов. У Ивана Александровича с супругой... земли не хватает... Но и у них — пара кустов «зорьки»..." Читатели понимают, что соседи стремятся окружить себя красивыми вещами, способными вызвать яркие, положительные эмоции и даровать душевное равновесие.

    Примеры дополняют друг друга. Они не только подтверждают значимость красоты, но и объясняют, что она способна пробудить в людях множество ни с чем не сравнимых чувств.

    Авторская позиция ясна. Б.П.Екимов считает, что красота играет крайне важную роль в жизни каждого человека: она вдохновляет, делает нас счастливыми, помогает не терять веру в себя и в окружающих.

    Я полностью согласна с автором. Действительно, невозможно представить мир без красоты в нем. Думаю, в жизни любого есть что-то прекрасное и воодушевляющее. Для меня, например, особое значение имеет творчество И.К.Айвазовского. Его изящные и самобытные картины находят отклик в моей душе, они  побуждают замечать прелесть мира вокруг.

    В заключение хочется добавить, что каждому следует научиться находить красоту во всем: в цветах, в природе и даже в самом себе. Это не только сделает людей счастливее, но и поможет миру стать немного лучше.
Количество слов - 292

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Азалия!

Вам удалось написать довольно сильное сочинение, которое показывает, что требования к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту вам хорошо  знакомы. Есть несколько слабых мест, на которые я хотела бы обратить ваше внимание.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Хочу обратить ваше внимание на чрезмерное цитирование. И столько раз использовать многоточие не нужно. Есть понятие "фрагментарное цитирование". Делайте какие-то отдельные словосочетания из текста частью собственных рассуждений, "вплетайте" фрагменты цитат в предложения.

Вводящее второй пример предложение малоинформативно.  Вы всё отдаёте на откуп цитате.

Далее автор рассказывает о своих соседях, уделяя особое внимание цветам: "Через улицу... живёт старая Гордеевна. У неё одышка, больное сердце...Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки»...Сосед Юрий. Человек нездоровый, больной...Но в летнюю пору расцветает посреди... двора... куст розовых пионов. У Ивана Александровича с супругой... земли не хватает... Но и у них — пара кустов «зорьки»..."
Взаимосвязь между примерами проанализирована, но недостаточно полно.
Примеры дополняют друг друга. Они не только подтверждают значимость красоты, но и объясняют, что она способна пробудить в людях множество ни с чем не сравнимых чувств.
Когда выбираете дополнение как вид связи между примерами, будьте готовы к тому, что балл вы можете потерять. Это не значит, что этого вида связи нет,  что он под запретом. Дело в том, что о дополнении пишут очень многие, но доказать, что это именно так, мало кто может. Часто бывает и другая ситуация: между примерами явно другой вид связи, но пишут всё равно о дополнении. Поэтому, выбирая дополнение, анализируйте так, чтобы у эксперта не было никах сомнений. В противном случае анализ связи будет оценён нулём баллов.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.
А что значит "множество ни с чем не сравнимых чувств"? Каких, например? Пояснение носит формальных характер.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но дам небольшой совет: не делайте таких далеко идущих выводов, не обобщайте. Боюсь, что не каждый и не всякий тянется к красоте.

Авторская позиция ясна. Б.П.Екимов считает, что красота играет крайне важную роль в жизни каждого человека: она вдохновляет, делает нас счастливыми, помогает не терять веру в себя и в окружающих.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

В заключение хочется добавить, что каждому следует научиться находить красоту во всем: в цветах, в природе и даже в самом себе.
Нарушение логики. Цветы - это часть природы.
Читатели понимают, что соседи стремятся окружить себя красивыми вещами, способными вызвать яркие, положительные эмоции и даровать душевное равновесие.
Не думаю, что цветы можно отнести к вещам.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Несмотря на отсутствие ухода за огородом ЗПТ о цветах продолжают заботиться: "Цветы...
Обороты с "несмотря на...", как правило, обособляются.
У неё одышка, больное сердце...Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки»...Сосед Юрий. Человек нездоровый, больной...Но в летнюю пору расцветает посреди... двора... куст розовых пионов. У Ивана Александровича с супругой... земли не хватает... Но и у них — пара кустов «зорьки»..."
Неверное цитирование. Зачем столько многоточий? Можно использовать фрагменты цитаты, либо фрагментарно цитировать, делая фрагменты цитирования частью своих рассуждений ("вплетать" в канву собственных мыслей фрагменты из текста).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Читатели понимают, что соседи стремятся окружить себя красивыми вещами, способными вызвать яркие, положительные эмоции и даровать душевное равновесие.
Слово "даровать"  стилистически окрашенное (слово устаревшее, относится к высокому стилю).
Его изящные и самобытные картины находят отклик в моей душе, они  побуждают замечать прелесть мира вокруг.
На мой взгляд, это неудачная лексическая сочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: обратите особое внимание на глубину комментария, особенно на анализ связи. Повторите способы цитирования, чтобы избежать ошибок на ЕГЭ.

Уверена, что вы сумеете справиться на экзамене с волнением и продемонстрируете, как хорошо вы готовы к экзамену! Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку