Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Место красоты в человеческой душе
-
Текст: Б. П. Екимов. О красоте(1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
(12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
(18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
(24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
(32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
(38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
(44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
(45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
(53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
(64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
(66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
В предложениях 1 – 7 автор ясно даёт понять, что ко всяческим хлопотам с огородом и пустой травой, заполонившей двор, он несколько равнодушен. Однако “Без цветов нельзя”. Цветы не имеют никакого прикладного назначения, но люди готовы тратить свои силы на уход за ними. Им важно их беречь. Человек всегда оставляет только истинно нужное в своей жизни, оставляет то, без чего не сможет существовать как материально, так и духовно.
“Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах”, – этими словами оканчивается текст. Конечно, каждому человеку хочется наполнять себя красотой. Это может проявляться в тысячах и тысячах разных форм, например, в окружении себя цветами или в уходе за своей внешностью.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что человек не только ценит красоту, но и готов вкладывать силы, чтобы она оставалась в его жизни.
Позиция автора ясна. Красота необходима человеческой душе, ведь это необходимая часть душевного счастья.
Я разделяю и полностью понимаю позицию Б.П. Екимова. С шести лет и до сих пор я начинаю свой день с ухода за цветами в доме и во дворе, потому что “… цветок – это ведь не просто взял да понюхал”.
Таким образом, красота играет огромную роль в жизни любого человека. Невозможно не тянуться к чему-то прекрасному и не хотеть самому сделать этот мир красивее.
Здравствуйте, Ярослав!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Но пояснение не соответствует примеру.
В предложениях 1 – 7 |
Разрешается вводить текст с помощью нумерации предложений. Но тогда сделайте это последовательно — во втором примере тоже укажите номера предложений.
Можно убрать нумерацию: выпускник создаёт связный текст: без номеров работа выглядит гармоничнее.
Рекомендация 2
Введите в ситуацию — в одном предложении укажите, о чём идёт речь в тексте.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована неверно.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что человек не только ценит красоту, но и готов вкладывать силы, чтобы она оставалась в его жизни. |
↓
?
↓
Пример 2. Сравнение с цветами девушкам приятны.
Анализ связи не соотносится со вторым примером. Оба компонента анализа отсылают к первому примеру, поэтому связь между примерами не прослеживается в таком анализе.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование тезиса.
Я разделяю и полностью понимаю позицию Б.П. Екимова. ТЕЗИС С шести лет и до сих пор я начинаю свой день с ухода за цветами в доме и во дворе, потому что “… цветок – это ведь не просто взял да понюхал”. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
К6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Однако “Без цветов нельзя”. |
Вы вводите авторские слова в своё предложение — делайте это по общим правилам: встроенную цитату нужно писать со строчной буквы.
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
над этим вопросом рассуждает |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Цветы не имеют никакого прикладного назначения, но люди готовы тратить свои силы на уход за ними. Им важно их беречь. |
в окружении себя цветами |
Человек всегда оставляет только истинно нужное в своей жизни, оставляет то, без чего не сможет существовать как материально, так и духовно. |
Красота необходима человеческой душе, ведь это необходимая часть душевного счастья. |
Душевное счастье — как это?
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Ярослав, посмотрите рекомендации, которые даны. Доработайте комментарий (постарайтесь понять логику автора) и свою позицию (сформулируйте тезис, который будете доказывать).
Удачи на ЕГЭ!