ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема качеств, важных на войне
-
Текст: М. А. Шолохов. О войне(1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
— (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
— (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
— (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
(18)Николай досадливо поморщился, сказал:
— (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
(33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
— (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
(38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
— (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
— (42)Слушай, иди ты к черту!
— (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
(46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
— (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
— (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
— (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
(По М. Шолохову*)
* Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
В предложенном для анализа отрывке Шолохов затрагивает проблему качеств, важных на войне. Как должны вести себя солдаты, армия, чтобы прогнать неприятеля с родной земли?
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к тексту. Два воина, Николай и Лопахин, ведут диалог о том, что происходит на фронте, рассуждая о перспективах. Николай волнуется, говоря о том, что немцы начали наседать сильнее. Он теряет боевой дух, «Ото всего этого душа с телом расстается». Его пугает неизвестность, «Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего!», расстраивают косые взгляды жителей деревень. Вместо того, чтобы сохранять веру в русскую армию, быть готовым отдать все ради победы, мужчина начал унывать, бояться.
Собеседник Николая, Лопахин, имеет другой настрой. Мужчина незыблемо уверен в победе - «А вот когда научимся да когда в бой будем идти … — тогда и повернется немец задом на восток». Он считает, что каждый солдат должен бороться до последнего вздоха, полностью отдавать себя в бою, быть яростным и бесстрашным воином. За этими качествами стоит победа.
Эти примеры противопоставлены друг другу, что позволяет автору раскрыть свой замысел с разных сторон.
Шолохов убежден, что бойцам не стоит унывать; воинам нужно «врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой», яростно выгонять противника с территории родины. Лишь так можно выиграть противостояние.
Я согласна с мнением автора, ведь считаю, что всегда нужно сохранять веру в лучшее, огонь в сердце и задор в глазах. Для обоснования точки зрения приведу пример из произведения «Василий Теркин» Твардовского. Главный герой – Василий Теркин – компанейский, позитивный и смелый парень. Он является примером для подражания и для его сослуживцев, и для читателей.
Подводя итоги вышенаписанному, хочется сказать, что настрой бойцов, их ярость помогает армии брать города.
Здравствуйте, Варвара!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.
затрагивает проблему качеств, важных на войне |
затрагивает — неудачно выбранное слово: нужна проблема, которую автор не просто затрагивает — размышляет о ней.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.
Эти примеры противопоставлены друг другу, что позволяет автору раскрыть свой замысел с разных сторон. |
Должно быть «разведение примеров»: нужно показать, какова роль каждого из них.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.
воинам нужно «врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой» |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Я согласна с мнением автора, ведь считаю, что всегда нужно сохранять веру в лучшее, огонь в сердце и задор в глазах. |
А теперь представьте ситуацию: война, кровопролитные бои. О каком задоре и огне Вы говорите? В таком контексте звучит даже оскорбительно по отношению к памяти погибших.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
О том, какой ценой достается победа на войне, знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. В предложенном для анализа отрывке |
Добавьте микровывод в конце обоснования своей позиции — вернитесь к проблеме.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: неточность словоупотребления, нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Он теряет боевой дух, «Ото всего этого душа с телом расстается». Его пугает неизвестность, «Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего!», расстраивают косые взгляды жителей деревень. |
Мужчина незыблемо уверен в победе - «А вот когда научимся да когда в бой будем идти … — тогда и повернется немец задом на восток». |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
настрой бойцов, их ярость помогает |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Ошибки:
В предложенном для анализа отрывке (чего?) Шолохов |
Два воина, Николай и Лопахин, ведут диалог о том, что происходит на фронте, рассуждая о перспективах. Николай волнуется, говоря о том, что немцы начали наседать сильнее. |
рассуждая о перспективах (чего?) |
Если бы Вы написали слово тексте, ошибки не было.
Вместо того, чтобы сохранять веру в русскую армию, быть готовым отдать все ради победы, мужчина начал унывать, бояться. |
За этими качествами стоит победа. |
Победить могут только люди с такими качествами.
Я согласна с мнением автора, ведь считаю, что всегда нужно сохранять веру в лучшее, огонь в сердце и задор в глазах. |
Замените разговорное слово или пропустите.
задор в глазах. |
Для обоснования точки зрения приведу пример из произведения «Василий Теркин» Твардовского. Главный герой – Василий Теркин – компанейский, позитивный и смелый парень. Он является примером для подражания и для его сослуживцев, и для читателей. |
позитивный — нарушение стиля, неуместно использованное слово
Его — кого? чего? Тёркина, подражания или примера? Неверное использование местоимения рождает двусмысленность.
Подводя итоги вышенаписанному, хочется сказать, что настрой бойцов, их ярость помогает армии брать города. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и речью. Обратите внимание на введение цитат. Изучите рекомендации, которые я дала: они помогут сделать работу сильнее.
Удачи на ЕГЭ!