Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Как быстротечность времени способна повлиять на жизни людей?
-
Текст: В. В. Вересаев. О времени«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.
04.03.2023 18:10:57
Автор: Анастасия Моргунова
Как быстротечность времени способна повлиять на жизни людей? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте Вересаева.
Автор пишет: «Сила времени - сила страшная». Он удивляется значительным переменам, произошедшим за короткий срок. Особое внимание Вересаев уделяет литературе, которая «тщательное оплевывала в прошлом всё светлое и сильное». Для неё были характерны резкие изменения, массовое ренегатство. Это свидетельствует о том, что люди подвластны течению времени. Они, сами того не осознавая, идут туда, куда время их гонит. Публицист видит также безвыходность своего положения. Он пытается обмануть время, но встречает «новые веяния» и начинает испытывать презрение к себе. Единственный для него выход - заглушить душевные переживания, полностью отдавшись работе. Это говорит о том, что человек, не привыкший к переменам в обществе, теряет связь не только с временем, но и с самим собой. Эти примеры иллюстрируют то, что возможности времени безграничны, чего нельзя сказать о возможностях человека.
Позиция автора мне понятна. Люди покорно плывут по течению времени, забывая о том, что им следует развиваться в своем направлении. Вересаев чувствует жалость и обиду за них.
Я полностью поддерживаю эту позицию. Время способно повлиять на мировоззрение человека, его душевное состояние. Так произошло с Григорием Мелеховым из произведения Шолохова «Тихий Дон». Молодой человек застал тяжелый период - Гражданскую войну, которая испортила жизни многих. Григорий потерял почти всех близких людей и утратил прежнюю резвость. За десять лет он поседел и перестал верить в счастливое будущее.
Таким образом, время обладает силой, которой сложно противостоять. Но если мы не можем овладеть временем, то можем удержать связь со своими мыслями. Для каждого из нас это очень важно.
Автор пишет: «Сила времени - сила страшная». Он удивляется значительным переменам, произошедшим за короткий срок. Особое внимание Вересаев уделяет литературе, которая «тщательное оплевывала в прошлом всё светлое и сильное». Для неё были характерны резкие изменения, массовое ренегатство. Это свидетельствует о том, что люди подвластны течению времени. Они, сами того не осознавая, идут туда, куда время их гонит. Публицист видит также безвыходность своего положения. Он пытается обмануть время, но встречает «новые веяния» и начинает испытывать презрение к себе. Единственный для него выход - заглушить душевные переживания, полностью отдавшись работе. Это говорит о том, что человек, не привыкший к переменам в обществе, теряет связь не только с временем, но и с самим собой. Эти примеры иллюстрируют то, что возможности времени безграничны, чего нельзя сказать о возможностях человека.
Позиция автора мне понятна. Люди покорно плывут по течению времени, забывая о том, что им следует развиваться в своем направлении. Вересаев чувствует жалость и обиду за них.
Я полностью поддерживаю эту позицию. Время способно повлиять на мировоззрение человека, его душевное состояние. Так произошло с Григорием Мелеховым из произведения Шолохова «Тихий Дон». Молодой человек застал тяжелый период - Гражданскую войну, которая испортила жизни многих. Григорий потерял почти всех близких людей и утратил прежнюю резвость. За десять лет он поседел и перестал верить в счастливое будущее.
Таким образом, время обладает силой, которой сложно противостоять. Но если мы не можем овладеть временем, то можем удержать связь со своими мыслями. Для каждого из нас это очень важно.
Количество слов - 256
Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Анастасия! Скажу сразу: большая часть баллов снята из-за того, что вы недостаточно тщательно проанализировали выбранный вами текст. Но обо всем по порядку:
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
В целом проблема определена верно, но разве дело только в быстротечности времени? Да, мысль о его неуловимости в отрывке есть, но большая часть текста посвящена рассуждению о власти времени, а не о его "скорости".
K2 - Комментарий + 2 балла
Первый пример указан, но пояснения к нему нет.
Судя по всему, функцию комментария должны были выполнять выделенные красным предложения, однако приведенные вами пояснения не раскрывают смысл фрагмента: я так и не поняла, как связаны изменения в литературе и тот факт, что люди следуют за временем.
Второй пример тоже указан, а вот с его пояснением дела обстоят хуже:
Во-первых, неясно, почему эти веяния привели к тому, что автор стал себя презирать. Во-вторых, в тексте сказано о том, что, по сути, для Вересаева работа стала единственной опорой, которая как раз позволила этот контакт с собой сохранить. Короче говоря, ваше пояснение противоречит тексту, а значит, засчитано быть не может.
С учетом поставленной вами проблемы я бы вообще не стала упоминать работу - гораздо уместнее было бы привести предложения 24-26, где автор описывает влияние времени на него лично.
Анализа связи в данном предложении нет: вы не говорите о том, как именно связаны между собой два примера и что нового мы узнаем благодаря этому (мысль о бессилии человека перед временем уже была обозначена).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора сформулирована неверно, это ответ на другой проблемный вопрос (В чем заключается власть времени над человеком?).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Если не засчитана позиция автора, то ваше отношение к этой позиции автоматически обнуляется. К тому же ваш пример совершенно не соотносится с проблемным вопросом, ведь о Григории Мелехове точно нельзя сказать, что он плыл по течению. Вы также не объяснили, по какой причине вы согласны с утверждением о том, почему быстротечность времени делает человека пассивным.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
У вас слишком большой второй абзац, который можно было легко разделить на два поменьше: в одном было бы введение в текст и первый пример с пояснением, а во втором вы привели бы следующий пример и прокомментировали бы его. Эксперт вынужден тратить время на поиск границ между примерами, а это может привести к неправильному пониманию текста и снижению баллов.
Непонятно, почему автор начал потом презирать себя из-за этих веяний. Не хватает пояснения, что это за веяния.
Неудачное композиционное решение: позиция автора должна представлять собой абстрактное суждение, после которого возвращаться к тексту уже не стоит. К тому же непонятно, что именно вы поддерживаете: вы разделяете мысль о пассивности людей или вместе с Вересаевым им просто сочувствуете?
Кстати, что за "свое направление"? Что вы под этим имели в виду? За этим либо ничего не стоит, либо прослеживается мысль о том, что все должны сопротивляться влиянию общества.
Недоказуемое утверждение. Впредь не злоупотребляйте такими категоричными высказываниями.
Что конкретно вы имели в виду под этим? Что это значит? В вашем тексте нет ответов на эти вопросы.
К6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
"ТО" лишнее, ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Неуместная метафоризация и контаминация с фразеологизмом (плыть по течению).
Неудачный выбор слова: резвостью обычно называют либо жизнерадостность и шаловливость, либо способность быстро бегать. Не уверена, что вы именно это имели в виду.
Речевая недостаточность: новые веяния в чем или чего?
Неточное словоупотребление: более уместно было бы сказать "управлять временем".
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибок нет.
Анастасия, ваше решение написать сочинение по такому непростому тексту, безусловно, заслуживает уважения, однако с точки зрения содержания ваша работа достаточно слабая. Несколько советов: 1) четко и с самого начала (перед написанием сочинения) сформулировать четкий проблемный вопрос и ответ на него, то есть авторскую позицию; 2) не увлекаться цитированием и пересказом и делать примеры более конкретными и оформленными; 3) не приводить примеры только ради того, чтобы хоть что-то привести, - сначала подумайте, как именно они связаны с проблемной областью.
Удачи!
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Как быстротечность времени способна повлиять на жизни людей? |
K2 - Комментарий + 2 балла
Первый пример указан, но пояснения к нему нет.
Особое внимание Вересаев уделяет литературе, которая «тщательное оплевывала в прошлом всё светлое и сильное». Для неё были характерны резкие изменения, массовое ренегатство. Это свидетельствует о том, что люди подвластны течению времени. Они, сами того не осознавая, идут туда, куда время их гонит. |
Второй пример тоже указан, а вот с его пояснением дела обстоят хуже:
Он пытается обмануть время, но встречает «новые веяния» и начинает испытывать презрение к себе. Единственный для него выход - заглушить душевные переживания, полностью отдавшись работе. Это говорит о том, что человек, не привыкший к переменам в обществе, теряет связь не только с временем, но и с самим собой. |
С учетом поставленной вами проблемы я бы вообще не стала упоминать работу - гораздо уместнее было бы привести предложения 24-26, где автор описывает влияние времени на него лично.
Эти примеры иллюстрируют то, что возможности времени безграничны, чего нельзя сказать о возможностях человека. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора мне понятна. Люди покорно плывут по течению времени, забывая о том, что им следует развиваться в своем направлении. Вересаев чувствует жалость и обиду за них. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я полностью поддерживаю эту позицию. Время способно повлиять на мировоззрение человека, его душевное состояние. Так произошло с Григорием Мелеховым из произведения Шолохова «Тихий Дон». Молодой человек застал тяжелый период - Гражданскую войну, которая испортила жизни многих. Григорий потерял почти всех близких людей и утратил прежнюю резвость. За десять лет он поседел и перестал верить в счастливое будущее. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
У вас слишком большой второй абзац, который можно было легко разделить на два поменьше: в одном было бы введение в текст и первый пример с пояснением, а во втором вы привели бы следующий пример и прокомментировали бы его. Эксперт вынужден тратить время на поиск границ между примерами, а это может привести к неправильному пониманию текста и снижению баллов.
Он пытается обмануть время, но встречает «новые веяния» и начинает испытывать презрение к себе. |
Позиция автора мне понятна. Люди покорно плывут по течению времени, забывая о том, что им следует развиваться в своем направлении. Вересаев чувствует жалость и обиду за них. Я полностью поддерживаю эту позицию. |
Кстати, что за "свое направление"? Что вы под этим имели в виду? За этим либо ничего не стоит, либо прослеживается мысль о том, что все должны сопротивляться влиянию общества.
Для каждого из нас это очень важно. |
Но если мы не можем овладеть временем, то можем удержать связь со своими мыслями. |
К6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Эти примеры иллюстрируют то, что возможности времени безграничны, чего нельзя сказать о возможностях человека |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Люди покорно плывут по течению времени, забывая о том, что им следует развиваться в своем направлении |
Григорий потерял почти всех близких людей и утратил прежнюю резвость. |
Он пытается обмануть время, но встречает «новые веяния» и начинает испытывать презрение к себе |
Но если мы не можем овладеть временем, то можем удержать связь со своими мыслями. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибок нет.
Анастасия, ваше решение написать сочинение по такому непростому тексту, безусловно, заслуживает уважения, однако с точки зрения содержания ваша работа достаточно слабая. Несколько советов: 1) четко и с самого начала (перед написанием сочинения) сформулировать четкий проблемный вопрос и ответ на него, то есть авторскую позицию; 2) не увлекаться цитированием и пересказом и делать примеры более конкретными и оформленными; 3) не приводить примеры только ради того, чтобы хоть что-то привести, - сначала подумайте, как именно они связаны с проблемной областью.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13