Запомни!
Как формируется мировоззрение человека?
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой". Этот пример показывает, что люди, вместо того чтобы искать истину и получать новые знания, предпочитают претворяться, что им уже давно все известно и понятно.
Продолжая свои размышления, Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича:"Есть люди, которые считают идеализм и материализм равноценными рассуждениями разума. Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая".Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть.
Оба эти примера дополняют друг друга. Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях.
Позиция автора ясна. Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения.
Я согласен с мнением автора. Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой. Разницу в мировоззрениях людей описал Антуан-де-сент-Экзюпери в произведении "Маленький принц".
Хочется верить, что читатели задумаются над поставленной автором проблемой и, отбросив страхи и сомнения, будут искать свое в этом мире.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Первый пример указан и пояснен.
Второй пример указан, но пояснен неверно.
Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича:"Есть люди, которые считают идеализм и материализм равноценными рассуждениями разума. Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая". Это пример показывает, что понимание мира - очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть |
Анализа связи нет, вместо нее продублирован микровывод из второго примера:
Оба эти примера дополняют друг друга. Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Авторская позиция сформулирована верно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я согласен с мнением автора. Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой. Разницу в мировоззрениях людей описал Антуан-де-сент-Экзюпери в произведении "Маленький принц". |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой". |
Продолжая свои размышления, Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича… |
Как формируется мировоззрение человека? Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения. |
К6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Нет максимума по К10. Поводом снять балл также послужили однообразные конструкции ("размышлять над вопросом", "пример доказывает"), которые вы многократно употребляете в своем тексте.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Этот пример показывает, что люди, вместо того чтобы искать истину и получать новые знания, предпочитают претворяться, что им уже давно все известно и понятно. |
Плюс недочет: имя автора "Маленького принца" пишется так - Антуан де Сент-Экзюпери. Это не влияет на оценивание, но все же.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой. |
Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть. |
«Мало кому» — это сочетание, равное по значению одному слову («мало кому» — «немногим»), поэтому эти два слова не разделяются запятыми. Перед И запятая также не нужна, потому что придаточные, соединяемые этим союзом, однородные.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой". |
Недочет: употребленное вами клише (подчеркнуто) уместно далеко не всегда, поэтому прежде чем им воспользоваться, подумайте, почему вы выбираете именно его.
Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях. |
Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть. |
Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях. |
Хочется верить, что читатели задумаются над поставленной автором проблемой и, отбросив страхи и сомнения, будут искать свое [ЧТО?] в этом мире. |
Позиция автора ясна. Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения [НА ЧТО?]. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибок нет.
Егор, хорошо, что вы решились написать сочинение по такому непростому тексту, но вам явно есть над чем работать. Общие рекомендации:
1) Если вы работаете с художественным текстом, прежде чем использовать цитату персонажа в авторской позиции, ответьте на вопрос: действительно ли этот герой транслирует авторскую точку зрения? Если вы в этом не уверены, то лучше к подобным приемам не прибегать.
2) Если вы сами себе не можете объяснить смысл той или иной цитаты, по возможности не включайте ее в комментарий, иначе рискуете поплатиться баллами за критерии К2 и К5.
3) Пишите проще, не используйте конструкции с одинаковыми предлогами и большим количеством существительных.
Удачи!