Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём заключатся отдых для русского человека?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
02.03.2023 19:38:32
Автор: Дарья Колотева

В чём заключатся отдых для русского человека? Таков вопрос, над которым размышляет Б. Л. Васильев.
        Рассуждая о проблеме, автор приводит в пример семью, которая не привыкла бездельничать. Слово «отдых» для них имеет другое значение: дети «читают», мать и тетка «латают», отец «сапожничает». Они даже и не подозревают, что «можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь». Это свидетельствует о том, что бездельничество не приносит никакой пользы для организма.
       Далее Б. Л. Васильев пишет о «Толковом словаре» Даля, где нет существительного «отдых», есть только глагол «отдыхать». Для людей, которые привыкли к тяжёлому труду, это становится «сугубо второстепенным и несущественным». Читатель понимает, если человек не трудится, то «заведомо воспринимается с отрицательным знаком». Следовательно, без труда невозможно полноценно отдохнуть.
       Автор противопоставляет эти примеры, чтобы показать разницу между бездельем, полным покоем в максимально комфортной обстановке, и отдыхом, промежутками между упорным трудом.
       Авторская позиция понятна: Б. Л. Васильев считает, что настоящий отдых для русского человека, выражается в смене деятельности.
       Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что для того, чтобы отдохнуть, достаточно переключиться на другой род деятельности. Это дает возможность организму восстановить силы. Например, если вы работник умственного труда, то отдых должен быть активным – сёрфинг, конная езда или путешествия. А если вы испытываете большие физические нагрузки, то вам подойдут чтение книг, вязание или прогулка по парку.
Количество слов - 232

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 (описание отдыха в семье автора-рассказчика) в сочинении указан, пояснен с логической ошибкой (см. К5).

Пример 2 (ссылка на словарь Даля) указан, пояснение, связанное с примером, отсутствует. Вместо пояснения приводится недоказанный тезис ("без труда невозможно полноценно отдохнуть"), этот тезис никак не связан с указанным в качестве примера суждением о том, что в словаре Даля нет слова "отдых".

Взаимосвязь между примерами определена неверно: описание отдыха в кругу семьи не может быть противопоставлено выдержке из словаря.

Анализ связи отсутствует.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Следует отметить, что в обосновании тезиса допущено отклонение от общей темы рассуждения (см. К5).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Они даже и не подозревают, что «можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь». Это свидетельствует о том, что бездельничество не приносит никакой пользы для организма.
Между этими предложениями нет логической взаимосвязи: в цитате сказано об одном, а в пояснении цитаты -- о другом.
Читатель понимает, если человек не трудится, то «заведомо воспринимается с отрицательным знаком». Следовательно, без труда невозможно полноценно отдохнуть.
Вводное слово "следовательно" нарушает логическую взаимосвязь между предложениями, так как содержание второго предложения не является следствием из содержания первого предложения.

Нарушением композиции в данном случае признаётся отсутствие заключительной части в сочинении. Рассуждение обрывается на примере, в котором происходит подмена темы: тема отдыха как полезного времяпровождения подменяется темой отдыха как развлечения (занятия конным спортом, сёрфингом).

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Авторская позиция понятна: Б. Л. Васильев считает, что настоящий отдых для русского человека, выражается в смене деятельности.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Например, если вы работник умственного труда, то отдых должен быть активным – сёрфинг, конная езда или путешествия.
Неверное построение предложения с обобщающим словом перед рядом однородных членов. Слово "отдых" следует заменить на "виды отдыха", а однородные члены поставить в форму, соответствующую слову "виды": ...следует выбирать активные виды отдыха: сёрфинг, конную езду или путешествия.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Они даже и не подозревают, что «можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь». Это свидетельствует о том, что бездельничество не приносит никакой пользы для организма.
Непонятно, на что указывает местоимение.
Для людей, которые привыкли к тяжёлому труду, это становится «сугубо второстепенным и несущественным».
Непонятно, на что указывает местоимение.
Рассуждая о проблеме, автор приводит в пример семью, которая не привыкла бездельничать. Слово «отдых» для них имеет другое значение: дети «читают», мать и тетка «латают», отец «сапожничает».
Непонятно, на что указывают местоимения "них" и "другое".
Автор противопоставляет эти примеры, чтобы показать разницу между бездельем
Примеры противопоставляет не автор, а читатель, который анализирует текст, находит в нём примеры и определяет связь между ними.
Автор противопоставляет эти примеры, чтобы показать разницу между бездельем, полным покоем в максимально комфортной обстановке, и отдыхом, промежутками между упорным трудом.
Пропущено слово КАК: отдыхом КАК промежутком. Без этого слова смысл фразы воспринимается с трудом.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы: нужно учиться внятно излагать примеры, логично их пояснять, правильно определять связь между ними. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку