Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём заключается “настоящая жизнь”?

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

26.02.2023 19:36:04
Автор: Маргинал

В чём заключается “настоящая жизнь”? Над этим вопросом размышляет И.А. Гончаров в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор показывает читателю диалог двух знакомых. Леонтий Козлов живёт в мире книг, из которого не стремится выбраться. Для него мир это уже прописанная история в книгах, нужно лишь учиться на ошибках прошлых поколений и стремиться научить этой истории других людей: “Вся программа, и общественной, и политической жизни, у нас позади: все образцы даны нам”. Также Леонтий не верит в людей, стремящихся к новому и современному “...не верю я в этих нынешних великих людей”. Этот пример показывает человека зацикленного на старом, человека, живущего прошлым, что трудно назвать настоящей жизнью.
Однако писатель показывает человека с противоположными взглядами на мир. Райский старается доказать приятелю Козлову, что настоящая жизнь заключается в прогресси, в поиски нового “... книги сделали своё дело, люди рвутся вперед, ищут улучшить себя…”. Герой утверждает, что тот ничего не делает для своего времени. Этим автор хочет показать, как выглядит настоящая жизнь.
Примеры противопоставлены друг другу. Если в первом речь идёт о человеке далекого от настоящего и живущего прошлыми примерами, то во втором примере Райский, которому чужды взгляды приятеля. Эта связь показывает проблему с двух сторон.
Позиция автора выражена не ярко, но читатель понимает: по мнению И.А. Гончарова, настоящая жизнь - это “слово и дело,борьба”.
Я согласен с мнением писателя и тоже думаю, что настоящая жизнь заключается в постоянном совершенствовании. В подтверждение своих слов приведу пример из произведения И.А. Гончарова “Обломов”. В романе главный герой большую часть жизни провёл, лёжа на диване, ничего не  привнося в этот мир. Это глупо так провести свою жизнь, так как после себя человек может ничего не оставить.
Проанализировав текст И.А. Гончарова, я пришёл к выводу, что настоящая жизнь заключается в поиске нового и развитии.
Количество слов - 299

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

В романе главный герой большую часть жизни провёл, лёжа на диване, ничего не  привнося в этот мир. Это глупо так провести свою жизнь, так как после себя человек может ничего не оставить.
Поспорю с Вами: это поверхностное понимание образа Обломова.
1) Обломов оставил после себя сына.
2) Обломов оставил после себя добрые воспоминания.

3) Обломов — мудрец, а не глупец.

На ЕГЭ Вы можете получить незачёт по К11 за нетактичное высказывание. Аккуратнее — выбирайте слова, стилистически неокрашенные.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Этот пример показывает человека зацикленного на старом, человека, живущего прошлым, что трудно назвать настоящей жизнью.
Ложное умозаключение

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

жизнь заключается в прогресси, в поиски нового
в прогрессЕ, в поискЕ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Для него мир ТИРЕ это уже прописанная история в книгах
Тире между подлежащим и сказуемым.
Также Леонтий не верит в людей, стремящихся к новому и современному “...не верю я в этих нынешних великих людей”.
Двоеточие: подтверждение сказанного
Если в первом речь идёт о человеке ЗПТ далекого от настоящего и живущего прошлыми примерами, то во втором примере Райский, которому чужды взгляды приятеля.
Обособленное распространённое определение
Этот пример показывает человека ЗПТ зацикленного на старом, человека, живущего прошлым, что трудно назвать настоящей жизнью.
Обособленное распространённое определение

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Если в первом речь идёт о человеке далекого от настоящего и живущего прошлыми примерами, то во втором примере Райский, которому чужды взгляды приятеля.
Райский — подлежащее, сказуемого нет.
Предложение оборвано, нужно достроить его.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Леонтий Козлов живёт в мире книг, из которого не стремится выбраться. Для него мир это уже прописанная история в книгах, нужно лишь учиться на ошибках прошлых поколений и стремиться научить этой истории других людей: “Вся программа, и общественной, и политической жизни, у нас позади: все образцы даны нам”.
Повторы
Райский старается доказать приятелю Козлову, что настоящая жизнь заключается в прогресси, в поиски нового “... книги сделали своё дело, люди рвутся вперед, ищут улучшить себя…”. Герой утверждает, что тот ничего не делает для своего времени.
тот — кто из них? Неверное использование указательного местоимения
заключается в поиске нового и развитии.
развитии (чего?) пропуск слова

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Нам сайте был вебинар, посвящённый анализу этого текста. Если Вам хочется узнать, на чьей же всё-таки стороне автор, можете посмотреть запись занятия (20.02.2023).

Обратите внимание на замечания по пунктуации.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку