Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова значимость личности ученого?

  • Текст: Л. Кассиль. О Циолковском
    (1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
    (8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
    (14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
    (15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
    (23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
    (25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
    (28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
    (30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
    (36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
    (По Л. Кассилю*)
    * Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.

26.02.2023 15:23:05
Автор: Леонид Каспаров

Какова значимость личности ученого? Об этом размышляет Л. А.Кассиль в тексте.
Отвечая на поставленный вопрос, обратим внимание на то, о чем писали фантасты. К примеру, «Жюль Верн послал своих выдуманных героев на луну в пушечном ядре», «Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения».  Но «эти умные выдумки фантастов» противоречили науке. Мы можем понять, что такие сюжеты возникали не случайно. Люди мечтали о том, чтобы покорить вселенную, выйти в космос. Но подобные желания были неосуществимы.
Далее автор упоминает о Константине Циолковском. Писатель рассказывает: изобретатель, «в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший о тишине и звездах», открыл человечеству путь в мировое пространство. Кроме того, в тексте говорится, что Константин Эдуардович Циолковский «с удивительной прозорливостью и отчетливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи…». Этот пример показывает, что изобретатель оказал бесценную услугу всему человечеству. Его умственные способности позволили ему сделать важный прорыв в науке.
Эти примеры можно сопоставить. То, что многие выдумки фантастов было невозможно воплотить в жизнь, и никто долгое время не мог найти способ открыть путь в космос, сопоставлено тому, что Циолковский также имел мечту покорить «безвоздушное межпланетье» и достиг своей цели: придумал «гениальную научно-техническую идею». Сопоставление помогает продемонстрировать, насколько выдающийся это был человек и как ценен его вклад.
Позиция автора такова: ученый способен осуществить мечту многих людей.
Я согласен с автором. Действительно, ученый в состоянии сделать возможным отправиться в самые неизведанные и интересные уголки мира. Например, в произведении Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» рассказывается о том, как капитан Немо смог создать судно, способное перемещаться глубоко в океане. Это позволило ему и его команде увидеть то, о чем обычный городской житель никогда бы не узнал.
В заключение хотелось бы сказать, что труд людей, работающих ради того, чтобы преумножить знания о мире и расширить границы возможностей человека, действительно сложно переоценить. Поэтому нам стоит быть благодарными ученым и ценить их старания.
Количество слов - 313

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Леонид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Эти примеры можно сопоставить.
Леонид, можно уточнить связь: сопоставление — это «действие не до конца».
Автор сопоставляет и противопоставляет примеры: НО только Циолковскому удалось то, что не могли сделать до него.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Рекомендация
В конце обоснования собственной позиции сделайте микровывод — вернитесь к проблеме.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Однотипные конструкции

То, что многие выдумки фантастов было невозможно воплотить в жизнь, и никто долгое время не мог найти способ открыть путь в космос, сопоставлено тому, что Циолковский также имел мечту покорить «безвоздушное межпланетье» и достиг своей цели: придумал «гениальную научно-техническую идею».

Например, в произведении Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» рассказывается о том, как капитан Немо смог создать судно, способное перемещаться глубоко в океане. Это позволило ему и его команде увидеть то, о чем обычный городской житель никогда бы не узнал.
Проследите за конструкциями то, что, то, как: часто их употребляете. Они ухудшают общее впечатление о работе. А она у Вас хорошая.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

преумножить
прИумножить

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

То, что многие выдумки фантастов было невозможно воплотить в жизнь, и никто долгое время не мог найти способ открыть путь в космос, сопоставлено тому, что Циолковский также имел мечту покорить «безвоздушное межпланетье» и достиг своей цели: придумал «гениальную научно-техническую идею».
Запятая не нужна: однородное подчинение.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

То, что многие выдумки фантастов было невозможно воплотить в жизнь, и никто долгое время не мог найти способ открыть путь в космос, сопоставлено тому, что Циолковский также имел мечту покорить «безвоздушное межпланетье» и достиг своей цели: придумал «гениальную научно-техническую идею».
сопоставлено (с чем?) с тем, что...

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Сопоставление помогает продемонстрировать, насколько выдающийся это был человек и как ценен его вклад.
Вклад (во что?) пропуск слова

Рекомендация

Об этом размышляет Л. А.Кассиль в тексте.
Уберите выделенные слова — Ваша работа выиграет.
Лучше не начинать предложение с например или к примеру — включайте их в состав предыдущего.

Какова значимость личности ученого?
Каково значение учёного? Какова роль учёного в обществе?

Ошибки:

сделать возможным отправиться
Два инфинитива рядом делают предложение канцелярским.

Учёный помогает осуществить путешествие...

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Леонид, Вы создали удачное сочинение. Обратите внимание на рекомендации, проработайте их. У Вас есть все шансы, чтобы на экзамене написать сочинение на очень высокий балл.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку