ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема актуальности идеалов жизни, описываемых в старых книгах.

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

21.02.2023 00:19:08
Автор: Кирилл Довганюк

    Насколько актуальны идеалы жизни, описываемые в старых книгах? На мой взгляд, над этим вопросом рассуждает Иван Александрович Гончаров в предложенном для анализа тексте.
    Приглашая читателя задуматься над столь важным вопросом, автор приводит диалог между двумя героями - Леонтием и Райским. Первый - консерватор. Он убеждён в том, что в книгах уже расписана жизнь, а герои произведений для современного человека могут стать образцами: "учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай". Этими словами автор хочет сказать, что некоторые люди ищут примеры для подражания в прошлом, в старых книгах, так как уверенны в том, что "позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков".
    Второй же, наоборот - реформатор. Он стремится к изменениям, улучшению мира. Райский убеждён в том, что "многое умерло из того, что было, и многое родилось". Герой подчёркивает, что "нужны образцы современной жизни". Таким образом писатель хочет сказать, что жизнь меняется, и идеалы, описываемые в старых книгах, не всегда могут быть актуальными сегодня.
    Я думаю, что И.А. Гончаров хочет, чтобы читатель, сравнив убеждения каждого из героев фрагмента, сам задумался над поставленной проблемой. Прозаик явно симпатизирует Райскому, и авторская позиция ясна: в книгах описываются старые уклады общества, а жизнь постоянно меняется, поэтому идеалы прошлого, приведённые в старых рукописях, не могут быть образцами для подражания современного человека.
    Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, жизнь меняется непрерывно, и вместе с ней меняются и идеалы общества. Конечно, в старых книгах можно найти много полезного и актуального и для нашего времени. Но также можно увидеть такие идеалы людей прошлого, которые никак не соответствующих идеалам людей настоящего. Взять, к примеру, семейные ценности. Образец правильной семьи в старых книгах — это муж, материально обеспечивающий домочадцев, и жена, ведущая домашнее хозяйство и воспитывающая детей. Но в современной жизни нередко бывает и наоборот, и это не вызывает осуждение нынешнего общества.
    Подводя итог, можно сказать, что в старых книгах немало полезного и важного для современного человека. Но строить жизнь только по идеалам прошлого нельзя.  Часто старые ценности теряют свою актуальность, так как появляется что-то новое, важное и нужное именно на современном этапе развития общества.
Количество слов - 346

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Кирилл!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Он убеждён в том, что в книгах уже расписана жизнь, а герои произведений для современного человека могут стать образцами: "учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай". Этими словами автор хочет сказать, что некоторые люди ищут примеры для подражания в прошлом, в старых книгах, так как уверенны в том, что "позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков".
Кирилл, Вы не пояснили пример, а продолжили его: цитата в пояснении в том числе об этом говорит?
Что я понимаю за этой фразой?
Элементы пояснения я «вытаскиваю» из самого начала комментария. Старайтесь сделать так, чтобы эксперту было понятно, где пример, а где пояснение.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

люди ищут примеры для подражания в прошлом, в старых книгах, так как уверенны  в том...
люди уверены
Пишется с одним Н: есть дополнение (ср.: я спокойна и уверенна)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Рекомендация

Он убеждён в том, что в книгах уже расписана жизнь, а герои произведений для современного человека могут стать образцами: "учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай".
Постарайтесь сделать более явными слова автора
Или оформите как прямую речь (нужна заглавная буква), или включите в своё предложение. Тогда не возникнет к Вам вопросов по пунктуации.
Таким образом писатель хочет сказать, что жизнь меняется
Запятая после вводной конструкции

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

строить жизнь только по идеалам
строить на идеалах
старые уклады общества
в контексте нужно использовать только в ед.ч.
Ср. общественно-экономические уклады общества

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Действительно, жизнь меняется непрерывно, и вместе с ней меняются и идеалы общества. Конечно, в старых книгах можно найти много полезного и актуального и для нашего времени. Но также можно увидеть такие идеалы людей прошлого, которые никак не соответствующих идеалам людей настоящего.
Повторы
приведённые в старых рукописях
Говорится не только о рукописях, а вообще о книгах.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации:

Прозаик явно симпатизирует Райскому, и авторская позиция ясна
1) Этот текст — один из самых сложных из всех, которые были на ЕГЭ-2022. Мы разбирали его на понедельничном вебинаре. Анализ делала я) Кирилл, если Вам интересно, на чьей же стороне автор, можете заглянуть Сочинение ЕГЭ. Разбор текста И. Гончарова (mogu-pisat.ru)

2) Если не сомневаетесь в правильности сформулированной Вами позиции автора, то почему при постановке проблемы употребляете вводную конструкцию на мой вгляд?

Кирилл, Вы  создали очень хорошую работу. Проанализируйте рецензию, поработайте над шероховатостями, чтобы на экзамене Вы смогли получить максимум за сочинение.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку