Запомни!
Кого можно назвать творческой личностью?
-
Текст: Е. М. Богат. О творчестве(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
(12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Размышляя над проблемой, автор говорит о том, что «творчество возможно и в самой скромной, в самой будничной форме. Это может быть слово…, улыбка, которая несёт кому-то радость». Е.М. Богат считает творцами абсолютно всех: и домашнюю хозяйку, и водителя автобуса, и учителя. Все эти люди очень добросовестно относятся к своему делу. Исходя из примера, можно сделать вывод, что творчество проявляется даже в повседневной жизни и это не только создание духовных ценностей, но и способность ценить окружающих, стремление помочь кому-либо, умение радоваться жизни, а также приносить радость другим людям.
Продолжая свою мысль, автор утверждает, что личность рождается одновременно с деятельностью, то есть талант даётся человеку от рождения, и каждый может из «минуса» стать «плюсом». При желании люди могут развивать в себе любые способности, каждый человек имеет талант в чем-либо.
Примеры дополняют друг друга и дают понять, что каждого человека можно назвать творческим. Не бывает бездарных людей. Абсолютно все имеют таланты, которые нужно постоянно развивать.
Позиция автора ясна: каждого человека можно назвать творческой личностью, и это может быть заметно даже в самых простых, обыденных вещах.
Я согласна с позицией автора, ведь каждый человек на земле неповторим и талантлив. Я считаю, что нет людей, не имеющих способностей. Творческой личностью можно назвать героиню рассказа В.Распутина «Уроки французского», которая работала учителем. Она решается помочь своему ученику заработать денег с помощью игры. Женщина осознавала, что ей грозит увольнение, но всё равно помогла, тем самым проявив доброту к мальчику. Именно за стремление помочь ученику и проявление неравнодушия учительницу можно назвать творческой личностью.
В заключение хочется сказать, что каждого человека можно назвать творческим, и каждый талантлив по-своему, это может проявляться даже в повседневной жизни.
Здравствуйте, Юлиана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 (мнение автора о творческих людях) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (суждение о таланте, данном каждому с рождения) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально: непонятно, что именно чем именно дополняется.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибка: дублирование позиции автора в последнем абзаце сочинения.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
Ошибки: нет
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Исходя из примера, можно сделать вывод, что творчество проявляется даже в повседневной жизни ЗПТ и это не только создание духовных ценностей, но и способность ценить окружающих, стремление помочь кому-либо, умение радоваться жизни, а также приносить радость другим людям. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Именно этим вопросом задумывается Е.М. Богат. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
Недочет: слово "каждый" повторяется в сочинении 7 раз.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи. Удачи!