Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема малой родины

  • Текст: В. Н. Крупин. О малой родине
    (1)Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю. (2)Святая земля со мною в молитвах, в церкви, а родина... родина тоже близка. (3)И если в своем родном селе, где родился, вырос, откуда ушел в армию, в Москву, бываю все-таки часто, то на родине отца и мамы не был очень давно. (4)И однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить. (5)Испугался, что вскоре не смогу одолеть трудностей пути: поездов, автобусов, пересадок. (6)Надо ехать, надо успеть. (7)Туда, где был счастлив, где родились и росли давшие мне жизнь родители. (8)Ведь и отцовская деревня Кизерь, и мамина Мелеть значили очень много для меня. (9)Они раздвинули границы моего детства, соединили с родней, отогнали навсегда одиночество; в этих деревнях я чувствовал любовь к себе и отвечал на нее любовью.
    (10)Нынче летом, выскочив на несколько дней в Вятку, я сорвался вдруг и кинулся на автовокзал, взял билет до Уржума, бывшего уездного, ныне районного города. (11)А там надо было одолеть восемнадцать километров до родины отца, а оттуда ехать до Малмыжа, тоже райцентра, там переправиться через Вятку и добраться до родины матери. (12)Все эти пространства я надеялся одолеть кавалерийским наскоком.
    (13)Стояла жара. (14)Она пришла после дождей, и ее сопровождало сильное парение от разогретой влажной земли. (15)Срывались краткие грозы. (16)Страшно сказать: я не был в Уржуме тридцать пять лет, а тогда приезжал, когда писал «Ямщицкую повесть». (17)Это был мой поклон дедам-ямщикам, которые своими трудами нажили состояние, за что их большевики спровадили в Нарымский край. (18)Но и эта боль опять же давно улеглась, а состояние — двухэтажный каменный дом, выстроенный на огромную (десять дочерей, один сын) семью, — хотелось навестить. (19)Именно в этот дом я приезжал совсем мальчишкой к деду в то лето, когда у него гостила городская дочь, моя тётка, с детьми. (20)Дедушке по возвращении из сибирской ссылки разрешили жить в крохотной комнате внизу, хотя дом стоял пустым, а городским гостям из милости выделили комнаты на втором этаже. (21)В то лето, после девятого класса, я работал на комбайне помощником, а как раз пошли дожди, уборка остановилась, и я стал проситься навестить городскую родню.
    (22)Отец одобрил мой порыв. (23)Он как-то даже вдохновился: сел, на тетрадном листке начертил схему, как дойти от пристани на Вятке до его деревни. (24)Вообще он был молчалив, мало говорил с нами, иногда даже забывал, кто из нас в какой класс перешёл. (25)Идет на сенокос, широко шагает, мы вприпрыжку за ним. (26)Но о своем детстве говорил как о сказочном. (27)Как они катались с гор на ледянках, какие были ярмарки, какие лошади в ночном, как неслась по Казанскому тракту почта, какая была добрая бабушка Дарья, как его баловали его десять сестер. (28)Отец договорился со знакомым шофером, который довёз меня до пристани Аргыж; на ней я купил билет в четвертый класс парохода «Чуваш-республика». (29)Ближе к ночи он показался из-за поворота, вскоре, гудя и дымя, причалил к мокрому дебаркадеру. (30)На пароходе я был впервые в жизни. (31)Всю ночь восторженно бродил по нему. (32)Он казался огромным. (33)Я был сельским и стеснительным, но мне ни разу не сказали, что куда-то нельзя входить, и я все смелее осваивал плывущее над водой пространство. (34)Как шумно и трудолюбиво вращались деревянные колеса в кипящей воде, как расступалась вода и долго-долго журавлиным клином торопилась за нами. (35)Подолгу стоял, и меня не выгоняли, в машинном отделении, смотрел, как взмывал и опускался громадный шатун, вращающий толстенный, залитый янтарным маслом стальной вал; именно на него по бокам были надеты старательные колеса. (36)Мне очень хотелось помогать кочегару, чёрному, голому по пояс мужчине, но опять же постеснялся. (37)А ведь я уже знал устройство и трактора, и комбайна, но тут была такая неподступная громада!
    (38)Мы шли против течения. (39)Была светлая, прохладная ночь, но я даже и поспать нигде не приткнулся, хотя у теплой необхватной трубы было место. (40)Стоял у влажных поручней, глядел то на близкий, то на отдаляющийся берег, на глинистые или песчаные берега, то травяные, то заросшие лесом, запрокидывал голову и смотрел на поворачивающиеся вместе с палубой звезды. (41)Из трубы летел освещаемый изнутри искрами дым, и иногда при крутом завороте он обдавал палубу и приятно согревал. (42)Часто то длинно, то коротко ревел пароходный гудок.
    (43)На пристани Русский Турек, на рассвете, я выскочил и побежал, как объяснил мне отец, в гору. (44)«На горе кладбище, с него увидишь Кизерь».
    (По В. Крупину)
    * Владимир Николаевич Крупин (род. в 1941 г.) — писатель, сценарист и публицист.

17.02.2023 22:26:16
Автор: Антон Петухов

Какова роль малой родины в жизни человека? Именно над этой проблемой размышляет В.Н. Крупин в предложенном для анализа тексте.
Сначала автор от лица героя-рассказчика вспоминает о малой родине и говорит: «Однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить». Этот пример показывает, что родные места много значат для человека.
Далее герой рассказывает о детстве, о воспоминаниях, которые возникли у него в голове при виде мест, где он родился и вырос. Как он сам говорил, «именно в этот дом я приезжал совсем мальчишкой к деду в то лето». Этот пример свидетельствует о том, что малая родина помогает воспроизвести добрые и счастливые воспоминания детства.
Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Позиция автора понятна. В.Н. Крупин считает, что место, где родился и вырос, воспоминания о нем всегда остаются в памяти и имеют большое значение для человека.
Я согласен с автором, что именно малая родина – это самое важное в нашей жизни. Вспоминаю стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», в котором звучат такие строки:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Проанализировав текст В. Н. Крупина, я сделал вывод, что малая родина – это место, о котором нельзя забыть, а все воспоминания о нем приятные и интересные.
Количество слов - 229

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Антон!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, но вы не сумели меня убедить, что между примерами причинно-следственная связь.

Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Если я правильно поняла вашу логику: у героя-рассказчика возникло желание поехать на родину, поэтому он поехал туда (герой отправился в родные места, потому что у него возникло непреодолимое желание увидеть малую родину). На мой взгляд, вам не совсем удалась логика развития мысли (снижу балл по К5).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки: не очень убедительно доказана/проанализирована причинно-следственная связь между примерами-иллюстрациями.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Неправильно построено предложение. Вместо то, правильнее употребить а. Придаточное предложение употреблено без главной части.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Сначала автор от лица героя-рассказчика вспоминает о малой родине и говорит: «Однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить».

Странная фраза.
Далее герой рассказывает о детстве, о воспоминаниях, которые возникли у него в голове при виде мест, где он родился и вырос.
Мысль выражена неудачно. Детализация "в голове", по-моему, неуместна.  Где же ещё могут возникнуть мысли?
Этот пример свидетельствует о том, что малая родина помогает воспроизвести добрые и счастливые воспоминания детства.
Неудачная сочетаемость. Варианты замены:
С родиной связаны одни из самых счастливых воспоминаний.
Родные места рождают в душе самые яркие воспоминания.
В.Н. Крупин считает, что место, где родился и вырос, воспоминания о нем всегда остаются в памяти и имеют большое значение для человека.
Смысловая избыточность.
Я согласен с автором, что именно малая родина – это самое важное в нашей жизни. Вспоминаю стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», в котором звучат такие строки:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Проанализировав текст В. Н. Крупина, я сделал вывод, что малая родина – это место, о котором нельзя забыть, а все воспоминания о нем приятные и интересные.
Много "я" (повторы).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Антон, несмотря на то что сочинение лаконичное, оно соответствует всем требованиям ЕГЭ.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением, точностью и выразительностью речи. Хотелось бы, чтобы комментарий был более полным и убедительным.

Желаю удачи на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку