Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема малой родины

  • Текст: В. Н. Крупин. О малой родине
    (1)Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю. (2)Святая земля со мною в молитвах, в церкви, а родина... родина тоже близка. (3)И если в своем родном селе, где родился, вырос, откуда ушел в армию, в Москву, бываю все-таки часто, то на родине отца и мамы не был очень давно. (4)И однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить. (5)Испугался, что вскоре не смогу одолеть трудностей пути: поездов, автобусов, пересадок. (6)Надо ехать, надо успеть. (7)Туда, где был счастлив, где родились и росли давшие мне жизнь родители. (8)Ведь и отцовская деревня Кизерь, и мамина Мелеть значили очень много для меня. (9)Они раздвинули границы моего детства, соединили с родней, отогнали навсегда одиночество; в этих деревнях я чувствовал любовь к себе и отвечал на нее любовью.
    (10)Нынче летом, выскочив на несколько дней в Вятку, я сорвался вдруг и кинулся на автовокзал, взял билет до Уржума, бывшего уездного, ныне районного города. (11)А там надо было одолеть восемнадцать километров до родины отца, а оттуда ехать до Малмыжа, тоже райцентра, там переправиться через Вятку и добраться до родины матери. (12)Все эти пространства я надеялся одолеть кавалерийским наскоком.
    (13)Стояла жара. (14)Она пришла после дождей, и ее сопровождало сильное парение от разогретой влажной земли. (15)Срывались краткие грозы. (16)Страшно сказать: я не был в Уржуме тридцать пять лет, а тогда приезжал, когда писал «Ямщицкую повесть». (17)Это был мой поклон дедам-ямщикам, которые своими трудами нажили состояние, за что их большевики спровадили в Нарымский край. (18)Но и эта боль опять же давно улеглась, а состояние — двухэтажный каменный дом, выстроенный на огромную (десять дочерей, один сын) семью, — хотелось навестить. (19)Именно в этот дом я приезжал совсем мальчишкой к деду в то лето, когда у него гостила городская дочь, моя тётка, с детьми. (20)Дедушке по возвращении из сибирской ссылки разрешили жить в крохотной комнате внизу, хотя дом стоял пустым, а городским гостям из милости выделили комнаты на втором этаже. (21)В то лето, после девятого класса, я работал на комбайне помощником, а как раз пошли дожди, уборка остановилась, и я стал проситься навестить городскую родню.
    (22)Отец одобрил мой порыв. (23)Он как-то даже вдохновился: сел, на тетрадном листке начертил схему, как дойти от пристани на Вятке до его деревни. (24)Вообще он был молчалив, мало говорил с нами, иногда даже забывал, кто из нас в какой класс перешёл. (25)Идет на сенокос, широко шагает, мы вприпрыжку за ним. (26)Но о своем детстве говорил как о сказочном. (27)Как они катались с гор на ледянках, какие были ярмарки, какие лошади в ночном, как неслась по Казанскому тракту почта, какая была добрая бабушка Дарья, как его баловали его десять сестер. (28)Отец договорился со знакомым шофером, который довёз меня до пристани Аргыж; на ней я купил билет в четвертый класс парохода «Чуваш-республика». (29)Ближе к ночи он показался из-за поворота, вскоре, гудя и дымя, причалил к мокрому дебаркадеру. (30)На пароходе я был впервые в жизни. (31)Всю ночь восторженно бродил по нему. (32)Он казался огромным. (33)Я был сельским и стеснительным, но мне ни разу не сказали, что куда-то нельзя входить, и я все смелее осваивал плывущее над водой пространство. (34)Как шумно и трудолюбиво вращались деревянные колеса в кипящей воде, как расступалась вода и долго-долго журавлиным клином торопилась за нами. (35)Подолгу стоял, и меня не выгоняли, в машинном отделении, смотрел, как взмывал и опускался громадный шатун, вращающий толстенный, залитый янтарным маслом стальной вал; именно на него по бокам были надеты старательные колеса. (36)Мне очень хотелось помогать кочегару, чёрному, голому по пояс мужчине, но опять же постеснялся. (37)А ведь я уже знал устройство и трактора, и комбайна, но тут была такая неподступная громада!
    (38)Мы шли против течения. (39)Была светлая, прохладная ночь, но я даже и поспать нигде не приткнулся, хотя у теплой необхватной трубы было место. (40)Стоял у влажных поручней, глядел то на близкий, то на отдаляющийся берег, на глинистые или песчаные берега, то травяные, то заросшие лесом, запрокидывал голову и смотрел на поворачивающиеся вместе с палубой звезды. (41)Из трубы летел освещаемый изнутри искрами дым, и иногда при крутом завороте он обдавал палубу и приятно согревал. (42)Часто то длинно, то коротко ревел пароходный гудок.
    (43)На пристани Русский Турек, на рассвете, я выскочил и побежал, как объяснил мне отец, в гору. (44)«На горе кладбище, с него увидишь Кизерь».
    (По В. Крупину)
    * Владимир Николаевич Крупин (род. в 1941 г.) — писатель, сценарист и публицист.

17.02.2023 22:26:16
Автор: Антон Петухов

Какова роль малой родины в жизни человека? Именно над этой проблемой размышляет В.Н. Крупин в предложенном для анализа тексте.
Сначала автор от лица героя-рассказчика вспоминает о малой родине и говорит: «Однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить». Этот пример показывает, что родные места много значат для человека.
Далее герой рассказывает о детстве, о воспоминаниях, которые возникли у него в голове при виде мест, где он родился и вырос. Как он сам говорил, «именно в этот дом я приезжал совсем мальчишкой к деду в то лето». Этот пример свидетельствует о том, что малая родина помогает воспроизвести добрые и счастливые воспоминания детства.
Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Позиция автора понятна. В.Н. Крупин считает, что место, где родился и вырос, воспоминания о нем всегда остаются в памяти и имеют большое значение для человека.
Я согласен с автором, что именно малая родина – это самое важное в нашей жизни. Вспоминаю стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», в котором звучат такие строки:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Проанализировав текст В. Н. Крупина, я сделал вывод, что малая родина – это место, о котором нельзя забыть, а все воспоминания о нем приятные и интересные.
Количество слов - 229

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Антон!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, но вы не сумели меня убедить, что между примерами причинно-следственная связь.

Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Если я правильно поняла вашу логику: у героя-рассказчика возникло желание поехать на родину, поэтому он поехал туда (герой отправился в родные места, потому что у него возникло непреодолимое желание увидеть малую родину). На мой взгляд, вам не совсем удалась логика развития мысли (снижу балл по К5).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки: не очень убедительно доказана/проанализирована причинно-следственная связь между примерами-иллюстрациями.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Между этими примерами причинно-следственная связь, они показывают, что малая родина – это одно из главных мест в жизни человека. Так как в первом примере говорится о желании увидеть малую родину, то во втором - о том, как герой решился поехать туда.
Неправильно построено предложение. Вместо то, правильнее употребить а. Придаточное предложение употреблено без главной части.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Сначала автор от лица героя-рассказчика вспоминает о малой родине и говорит: «Однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить».

Странная фраза.
Далее герой рассказывает о детстве, о воспоминаниях, которые возникли у него в голове при виде мест, где он родился и вырос.
Мысль выражена неудачно. Детализация "в голове", по-моему, неуместна.  Где же ещё могут возникнуть мысли?
Этот пример свидетельствует о том, что малая родина помогает воспроизвести добрые и счастливые воспоминания детства.
Неудачная сочетаемость. Варианты замены:
С родиной связаны одни из самых счастливых воспоминаний.
Родные места рождают в душе самые яркие воспоминания.
В.Н. Крупин считает, что место, где родился и вырос, воспоминания о нем всегда остаются в памяти и имеют большое значение для человека.
Смысловая избыточность.
Я согласен с автором, что именно малая родина – это самое важное в нашей жизни. Вспоминаю стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», в котором звучат такие строки:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Проанализировав текст В. Н. Крупина, я сделал вывод, что малая родина – это место, о котором нельзя забыть, а все воспоминания о нем приятные и интересные.
Много "я" (повторы).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Антон, несмотря на то что сочинение лаконичное, оно соответствует всем требованиям ЕГЭ.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением, точностью и выразительностью речи. Хотелось бы, чтобы комментарий был более полным и убедительным.

Желаю удачи на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку