ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль человека в жизни общества

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

16.02.2023 22:36:59
Автор: Никита Мусин

     Почему человек должен активно участвовать в жизни общества? Именно над этим вопросом размышляет И. А. Гончаров в предложенном для анализа тексте.
     Рассуждая о проблеме, автор описывает учителя латинского и греческого языков, Леонтия Козлова. Этот герой живёт «для себя и про себя», предпочитая подражать литературным идеалам, а не творить что-то новое. Этот пример показывает, что если каждый будет просто копировать поведение героев книг, не создавая что-то новое, то развитие общества «замрёт».
     Позиция Райского же полностью противоположна. Он считает, что для развития общества необходимо «рваться вперёд, улучшать себя, очищать понятия и прогонять туман» и «глядеть в жизнь, а не в книгу». По мнению этого героя, словом и делом можно «разбудить спящие улицы, сады и дома» и превратить «обширные кладбища в жилые места». Это свидетельствует о том, что активное участие человечества в жизни общества способствует прогрессу, улучшению жизни людей.
     Эти примеры противопоставлены друг другу. Если в первом показана пассивная позиция, ведущая к ?смерти? общества, то во втором – активная, способствующая жизни и развитию общества. Используя приём контраста, писатель даёт понять, что позиция Райского ему ближе.
     Авторская позиция не выражена явно, но её можно увидеть через мнения литературных героев. И. А. Гончаров считает, что каждый должен делать что-то полезное для общества, тем самым помогая развитию общества.
     Я согласен с мнением автора. Действительно, если люди буду вести пассивную жизнь, то наше общество скоро разрушится. Так, в серии книг А. Рудазова «Яцхен» описывается общество, достигшее пика развития и далее лишь деградирующее, так как все вели пассивную жизнь, не желая создавать что-то новое, в результате чего этот вид постепенно вымер.
     Прочитав текст И. А. Гончарова, я сделал вывод, что необходимо не только делать что-то для себя, но и участвовать в жизни общества, чтобы внести вклад в его развитие.


Количество слов - 288

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Никита!

Вы создали самостоятельную и грамотную с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики работу. Это является её достоинствами.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Этот пример показывает, что если каждый будет просто копировать поведение героев книг, не создавая что-то новое, то развитие общества «замрёт».
Это ещё один пример-иллюстрация: точка зрения Райского. Кавычки указывают на цитирование слов героя.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. Есть искажение логики развития авторской мысли.

Если в первом показана пассивная позиция, ведущая к ?смерти? общества, то во втором – активная, способствующая жизни и развитию общества.
Ничего подобного автор в виду не имеет. Вы додумываете.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Действительно, если люди буду вести пассивную жизнь, то наше общество скоро разрушится.
Ложное умозаключение. Ни одно общество не может существовать без опоры на традицию, без опыта прошлых поколений.  

В конце обоснования своей позиции сделайте микровывод.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

ведущая к ?смерти? общества
Что означают знаки вопроса. На реальном экзамене за них будут сняты баллы по К8.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

К10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор описывает учителя латинского и греческого языков, Леонтия Козлова.
Шероховатость

Нет, портрета Леонтия нет. Неточное словоупотребление.

И. А. Гончаров считает, что каждый должен делать что-то полезное для общества, тем самым помогая развитию общества.
Повтор
Так, в серии книг А. Рудазова «Яцхен» описывается общество, достигшее пика развития и далее лишь деградирующее, так как все вели пассивную жизнь, не желая создавать что-то новое, в результате чего этот вид постепенно вымер.
Этот — какой? На что указывает местоимение?

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Анализ поверхностный, неверно понят образ Райского. На одном из наших понедельничных вебинаров был разобран этот текст — Вы можете посмотреть запись занятия и понять, каковы подходы к анализу могут быть.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку