Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Боевой дух во время войны

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
16.02.2023 01:23:54
Автор: Галина Прокофьева

    Какой настрой должен быть у бойцов во время войны? Именно над этой проблемой размышляет Михаил Александрович Шолохов.
    Отвечая на вопрос, автор описывает разговор двух героев, солдат, положение которых не самое наилучшее - их фронт прорван на широком участке, да и немцы сидят на хвосте. К сложившийся ситуации оба героя относятся по-разному. Николай погружен в свои раздумья, он переживает из-за незнания того, что будет дальше и осознания тяжёлой ситуации, в которой находится армия. Николая злит отношение своего сослуживца Лопахина к происходящему. Герой считает его легкомысленным человеком, который размышляет не о том, о чем нужно.
    Мнение Лопахина противоположное, он считает, что нужно принять сложившуюся ситуацию и радоваться тому, что остались живы. Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе. Только таким образом можно победить.
    Два примера противопоставлены друг другу. Они показывают, что в зависимости от каких-либо человеческих качеств или личных переживаний, настрой у бойцов разный. Кто-то с каждой неудачей поникает и чуть ли не опускает руки, а кто-то из своей злости черпает энергию для последующих боёв.
    Авторская позиция четко не ясна, он понимает обоих героев, однако, в большей степени Шолохов находится на стороне Лопахина. Автор убеждает нас, что даже в самых худших ситуациях люди должны не отчаиваться.
    Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, отчаяние не приведет ни к чему хорошему, особенно во время боевых действий. Военные вообще должны оставить все панические мысли и все свои силы направлять на то, чтобы победить врага. Примером может служить произведение "Судьба человека" этого же писателя. Андрей Соколов подвергался самым страшным испытаниям войны. Его семью убили, сам он попал в концлагерь, но все это его не сломило. Андрей во всех сражениях вел себя как герой и даже при неудачах не опускал руки.


Количество слов - 315

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Галина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснён.

Отвечая на вопрос, автор описывает разговор двух героев, солдат, положение которых не самое наилучшее - их фронт прорван на широком участке, да и немцы сидят на хвосте.
Подобные фразы лучше брать в кавычки. Вы же эту мысль берёте из текста, а так вы нарушаете стиль: используете разговорное выражение. В тексте употреблено выражение "висят на хвосте".

Пример 2 указан, пояснён.

Главный недостаток комментария -- отсутствие чётких указаний на пояснения (автор подчёркивает..., писатель показывает... и т.д.). Старайтесь использовать так называемые "маркеры" пояснения: благодаря этому примеру мы видим..., пример помогает понять..., автору удаётся показать..., писатель подчёркивает...  и т.д.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Его семью убили, сам он попал в концлагерь, но все это его не сломило.
 Как-то вы неудачно выражаете мысль. Слово "убили" можно понять по-разному. Создаётся впечатление, что вы плохо помните текст.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Они показывают, что в зависимости от каких-либо человеческих качеств или личных переживаний, настрой у бойцов разный.
Качества человека и переживания -- несопоставимые понятия (нарушение логики).

Например, качества человека: внимательность к другим людям, заботливость, гостеприимство и т.д. Разве можно качества сопоставлять, ставить в один логический ряд с переживаниями? На мой взгляд, это неверно.

Примером может служить произведение "Судьба человека" этого же писателя.
Указательное местоимение ни  на кого не указывает. Понятно, что вы имеете в виду М.А. Шолохова, но в предыдущих предложениях этой информации нет, значит, вы допускаете логическую ошибку.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, отчаяние не приведет ни к чему хорошему, особенно во время боевых действий. Военные вообще должны оставить все панические мысли и все свои силы направлять на то, чтобы победить врага. Примером может служить произведение "Судьба человека" этого же писателя. Андрей Соколов подвергался самым страшным испытаниям войны. Его семью убили, сам он попал в концлагерь, но все это его не сломило. Андрей во всех сражениях вел себя как герой и даже при неудачах не опускал руки.
Нет заключения. Финал сочинения неудачный (чувствуется какая-то недосказанность).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Николая злит отношение своего сослуживца Лопахина к происходящему.
Лучше использовать более нейтральные слова.
Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе.
Тенденция к разговорному стилю.
Авторская позиция четко не ясна, он понимает обоих героев, однако, в большей степени Шолохов находится на стороне Лопахина.
Лучше было бы написать так: позиция автора точно не обозначена, но мы понимаем, что...

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе.
Производный предлог "насчёт" пишется слитно.
К сложившийся ситуации оба героя относятся по-разному.
Ситуации (какой?) сложившЕЙся.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Николай погружен в свои раздумья, он переживает из-за незнания того, что будет дальше ЗПТ и осознания тяжёлой ситуации, в которой находится армия.
Нет запятой в конце придаточного предложения.
Они показывают, что  в зависимости от каких-либо человеческих качеств или личных переживаний, настрой у бойцов разный.
Обороты, присоединяемые предлогом «в зависимости от», могут обособляться, но у вас стоит запятая только в конце оборота. Если вы ставите запятую в конце оборота, значит, нужно было её поставить и в начале.
Авторская позиция четко не ясна, он понимает обоих героев, однако, в большей степени Шолохов находится на стороне Лопахина.
В данном случае слово "однако" употреблено в роли союза, а не вводного слова, поэтому вторая запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Отвечая на вопрос, автор описывает разговор двух героев, солдат, положение которых не самое наилучшее - их фронт прорван на широком участке, да и немцы сидят на хвосте.
Ошибка в образовании формы превосходной степени. В слове "наилучшее" уже есть приставка наи-, указывающая на высшую степень проявления признака.

Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе.
Нужно употребить множественное число вместо единственного (злостью и яростью (какими?), которЫЕ накопились.

Автор убеждает нас, что даже в самых худших ситуациях люди должны не отчаиваться.
Неправильно образована составная форма превосходной степени прилагательного. Правильно: в самых плохих. Либо нужно было использовать сравнительную степень.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Николая злит отношение своего сослуживца Лопахина к происходящему.
Местоимение "своего" лишнее. Возникает смысловая избыточность. В слове "сослуживец" есть приставка со- со значением «вместе».  Приставка "со" обозначает в существительных и прилагательных наличие некоторой взаимосвязи и совместного действия нескольких объектов.
Военные вообще должны оставить все панические мысли и все свои силы направлять на то, чтобы победить врага.
Повторы. Не увлекайтесь местоимениями "все", "каждый", "всякий". Это влёчёт за собой категоричность.
Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе.
Неудачно выражена мысль. Нарушение сочетаемости.
Если солдаты будут ходить и переживать на счёт всех неудач, армию так и добьют до конца, а чтобы этого не произошло, люди должны преобразовать переживания и печальные мысли в злость на врагов и идти в атаку со всей злостью и яростью, которая накопилась у них на душе.
Повтор одного и то же слова.

Андрей во всех сражениях вел себя как герой и даже при неудачах не опускал руки.
Неудачно выражена мысль. Что значит "во всех сражениях"? Есть какая-то двусмысленность в этой фразе: можно рассматривать это в прямом смысле и в переносном (метафорическом). Выражение "при неудачах не опускал руки" тоже не отличается точностью формулировки. Варианты замены: никогда не сдавался, трудности не сломили героя и т.д.
Автор убеждает нас, что даже в самых худших ситуациях люди должны не отчаиваться.
Неудачный порядок слов. Лучше переставить слова местами: люди не должны отчаиваться.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над точностью выражения мысли, грамматикой, смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Старайтесь писать чёткие пояснения к примерам.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку