Запомни!
Как нужно относиться к своим чувствам?
-
Текст: Е. М. Богат. О чувствах(1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
(4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
(6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
— (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
(10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
(11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
— (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
(13)Я поблагодарил, обещал быть.
— (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
(15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
(20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
— (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
(26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
— (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
(28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
— (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
— (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
(36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Писатель знакомит нас со старой женщиной Амалией Эттингер. Она “седая, крупная, с большими мужскими кистями рук”. Амалия приглашает рассказчика в общества дам, сумма возраста которых составляет три тысячи лет. Но молодого человека тревожит то, что он будет испытывать, находясь рядом с одряхлевшими людьми. Рассказчик бывал в пансионатах, где “угасали старые люди”. Он думает, что старики не могут иметь обычные человеческие чувства, ведь они уже прожили свою жизнь. Мы понимаем, что рассказчик имеет свое представление о пожилых людях.
Однако, попадая в общество старух, рассказчик видит то, как они проводят вечер воспоминаний, веселятся и пьют чай. Пожилые люди как будто становятся молодыми и энергичными. Автор отмечает, что дамы проводят активную жизнь благодаря чувствам, которые не могу постареть. Люди сохраняют в себе способность чувствовать.
Таким образом, автор противопоставляет собирательный образ стариков и реальность, в которой они ведут себя, как молодые люди. Прием противопоставление позволяет понять, что человек способен чувствовать, даже если он внешне старый и слабый.
Позиция автора ясна: необходимо сохранить в себе способность чувствовать.
Я согласен с позицией автора. Нужно отдаваться своим эмоциям и ощущать жизнь. Представим, что все люди с возрастом перестают хранить в себе чувства. Тогда они не будут жить ярко и активно. Человечество перестанет стремится к новым ощущениям и будет прокрастинировать.
Прочитав предложенный текст я поставил для себя цель - по мере взросления становиться более чувствительным человеком.
Здравствуйте, Тимофей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Рассказчик бывал в пансионатах, где “угасали старые люди”. Он думает, что старики не могут иметь обычные человеческие чувства, ведь они уже прожили свою жизнь. Мы понимаем, что рассказчик имеет свое представление о пожилых людях. |
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. |
Пример 2 указан, пояснен, но пояснение слабое. Старайтесь убедительнее писать пояснения к примерам.
Однако, попадая в общество старух, рассказчик видит то, как они проводят вечер воспоминаний, веселятся и пьют чай. Пожилые люди как будто становятся молодыми и энергичными. Автор отмечает, что дамы проводят активную жизнь благодаря чувствам, которые не могу постареть. Люди сохраняют в себе способность чувствовать. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет чёткого обоснования тезиса.
Я согласен с позицией автора. Нужно отдаваться своим эмоциям и ощущать жизнь. Представим, что все люди с возрастом перестают хранить в себе чувства. Тогда они не будут жить ярко и активно. Человечество перестанет стремится к новым ощущениям и будет прокрастинировать. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Таким образом, автор противопоставляет собирательный образ стариков и реальность, в которой они ведут себя, как молодые люди. |
Нужно отдаваться своим эмоциям и ощущать жизнь. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Человечество перестанет стремится к новым ощущениям и будет прокрастинировать. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Однако, попадая в общество старух, рассказчик видит то, как они проводят вечер воспоминаний, веселятся и пьют чай. |
Прочитав предложенный текст ЗПТ я поставил для себя цель - по мере взросления становиться более чувствительным человеком. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Амалия приглашает рассказчика в общества дам, сумма возраста которых составляет три тысячи лет. |
Однако, попадая в общество старух, рассказчик видит то, как они проводят вечер воспоминаний, веселятся и пьют чай. |
Прием противопоставление позволяет понять, что человек способен чувствовать, даже если он внешне старый и слабый. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Автор отмечает, что дамы проводят активную жизнь благодаря чувствам, которые не могу постареть. |
Человечество перестанет стремится к новым ощущениям и будет прокрастинировать. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов
Ошибки:
Над этим вопросом размышляет Е. М. Яковлев в предложенном для анализа тексте. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над фактической точностью (обращайте внимание на авторство текста, не искажайте текст, старайтесь быть корректнее), речевым оформлением, грамотностью.
Желаю удачи!