Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема способности к творчеству

  • Текст: Е. М. Богат. О творчестве
    (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
    (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
    (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
    (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
    (12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
    (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
    (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
    — (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
    — (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
    (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

15.02.2023 12:17:27
Автор: МаЛеНа )

        Любой ли человек способен быть творцом? Над этим вопросом размышляет Е.М. Богат в своём тексте.
        Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну».
        Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами
        Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»),  проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как  произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении.
        Точка зрения Е.М. Богата предельно ясна. Он считает , что любой человек может быть творцом, бездарных людей не бывает.
       Я абсолютно согласна с позицией писателя, поскольку человеку не обязательно быть « поцелованным богом» или специально подготовленным, чтобы творить. Справедливость моего высказывания подтверждает программа А.Малахова «Субботний вечер». Ведущий телепередачи, кроме звёзд, приглашает ещё и обычных людей, которые поют, играют на музыкальных инструментах не хуже профессионалов.
        Итак, текст Е.М. Богата заставил меня ещё раз убедиться, что не нужно быть избранным, чтобы творить. Ведь и непрофессиональная деятельность, и будничные успехи тоже его проявление.
                                                                                                                 (Виктория Шамонина)
Количество слов - 228

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, МаЛеНа (Виктория)!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну».
Считаю, что пояснение в первом примере выглядит неубедительно. Вы хотя бы прокомментировали, что значит "рождать чудесную новизну", возможно, это бы "спасло" пояснение.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Ваш пример мне очень понравился: он простой, но достаточно убедительный и органичный.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами
Нарушение абзацного членения. Нелогично оформлять эту мысль в отдельном абзаце.  
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»),  проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как  произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении.
Успехи в быту? По-моему, немного странное и непонятное выражение. Доброжелательность водителя -- это не успехи в быту, преданность своей профессии язык не поворачивается назвать успехами в быту. Можно было бы использовать выражение "в повседневной жизни". Только тогда бы следовало немного перестроить предложение.
Итак, текст Е.М. Богата заставил меня ещё раз убедиться, что не нужно быть избранным, чтобы творить. Ведь и непрофессиональная деятельность, и будничные успехи тоже его проявление.
На мой взгляд, последнее предложение вывода уязвимо с точки зрения логики.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну».
Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»),  проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как  произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении.
Явная тенденция к однообразию.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами ТОЧКА
Не забывайте о знаках завершения. За ошибку не считаю, но хочется, чтобы вы были более внимательной.
Доказывая свою точку зрения ЗПТ Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами
Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Тем самым он показывает, что как  произведения искусства, так и будничная деятельность ТИРЕ творчество в широком его проявлении.
Тире между подлежащим и сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Любой ли человек способен быть творцом? Над этим вопросом размышляет Е.М. Богат в своём тексте.
Лучше всё-таки не употреблять местоимение "своём": автор не может размышлять в чужом тексте.
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»),  проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя объяснять внимание. Видимо, вы имели в виду "обращает внимание".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной и убедительностью комментария, пунктуацией, речевым оформлением, следует разнообразить лексику, избавиться от однообразия, повторов.

У вас ещё есть время поработать над уязвимыми аспектами сочинения, чтобы получить на ЕГЭ более высокий балл. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку