Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Проблема способности к творчеству
-
Текст: Е. М. Богат. О творчестве(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
(12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну».
Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»), проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении.
Точка зрения Е.М. Богата предельно ясна. Он считает , что любой человек может быть творцом, бездарных людей не бывает.
Я абсолютно согласна с позицией писателя, поскольку человеку не обязательно быть « поцелованным богом» или специально подготовленным, чтобы творить. Справедливость моего высказывания подтверждает программа А.Малахова «Субботний вечер». Ведущий телепередачи, кроме звёзд, приглашает ещё и обычных людей, которые поют, играют на музыкальных инструментах не хуже профессионалов.
Итак, текст Е.М. Богата заставил меня ещё раз убедиться, что не нужно быть избранным, чтобы творить. Ведь и непрофессиональная деятельность, и будничные успехи тоже его проявление.
(Виктория Шамонина)
Здравствуйте, МаЛеНа (Виктория)!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну». |
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Ваш пример мне очень понравился: он простой, но достаточно убедительный и органичный.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами |
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»), проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении. |
Итак, текст Е.М. Богата заставил меня ещё раз убедиться, что не нужно быть избранным, чтобы творить. Ведь и непрофессиональная деятельность, и будничные успехи тоже его проявление. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Автор объясняет, что творчеством могут заниматься не только одарённые люди, которые создают «новые великие художественные и материальные ценности», потому что нелепо разделять многомиллиардный мир только на избранных и « рядовых» людей. Значит, каждый способен рождать « чудесную новизну». Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»), проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. Тем самым он показывает, что как произведения искусства, так и будничная деятельность творчество в широком его проявлении. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки:
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Доказывая свою точку зрения Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами ТОЧКА |
Доказывая свою точку зрения ЗПТ Е.М. Богат конкретизирует своё объяснение несколькими фактами |
Тем самым он показывает, что как произведения искусства, так и будничная деятельность ТИРЕ творчество в широком его проявлении. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Ошибки: нет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 баллОшибки:
Любой ли человек способен быть творцом? Над этим вопросом размышляет Е.М. Богат в своём тексте. |
Автор объясняет наше внимание на то, что успехи в быту ( «хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад»), проявление доброты («водитель автобуса, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно»), преданность своей работе («учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям») тоже творчество. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: ошибок нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной и убедительностью комментария, пунктуацией, речевым оформлением, следует разнообразить лексику, избавиться от однообразия, повторов.
У вас ещё есть время поработать над уязвимыми аспектами сочинения, чтобы получить на ЕГЭ более высокий балл. Желаю удачи!