Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Человек должен жить по старым образцам из книг или стремится к созданию новых образов?

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

15.02.2023 00:41:41
Автор: Анна Туркина

Человек должен жить по старым образцам из книг или стремится к созданию новых образов? Над этим вопросом размышляет русский писатель и литературный критик И.А.Гончаров в предложенном тексте для анализа.
Размышляя над поставленной проблемой, писатель противопоставляет позиции двух героев. Леонтий, пассивный человек, который является приверженником старых принципов и устоев. Персонаж не стремится к познанию нового, он следует опыту прошлого поколения: «Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!». Автор подчеркивает, что герой не имеет никакого желания участвовать в создании чего-то современного и нового, что позволит улучшить жизнь человека и вывести ее на совершенно другой, повышенный уровень: «Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!». Этим примером писатель показывает, что Леонтий имеет устаревшие принципы, которые мешают человеку совершенствоваться и развиваться.  
Однако, герой Райский придерживается другой точки зрения. Персонаж убеждает Леонтия в том, что необходимо стремится к новым идеалам, чтобы «встряхивать спящие умы от застоя». По его мнению, задача каждого работать над созданием «образцов современной жизни», а также заниматься «очеловечиванием себя и всего около себя». Автор подчеркивает, что людям необходимо работать и создавать новое и совершенное для развития всего общества.  Райский готов совершенствовать свою жизнь, он верит в свои силы и в свой успех: «Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале». Этим примером автор доказывает, что необходимо следовать современным принципам, которые помогут улучшить жизнь человека.
Приведенные примеры противопоставлены, так как герои придерживаются разного мнения. Леонтий сторонник устаревших устоев, он считает, что человек должен быть скромным и следовать опыту прошлых поколений, а Райский наоборот стремится к созданию новых, современных образов.
Авторская позиция заключается в том, что человеку нужно следовать новым идеалам и создавать новое вокруг себя.
Я согласна с мнением автора. Действительно, людям нельзя ограничиваться старинными устоями и принципами, необходимо работать на благо человечества и улучшать его. Например, в произведении А.П.Чехова «Человек в футляре» Беликов равнодушен к жизни. Он прячется от всего мира и ограждает себя от общества. Этот человек скрывал свои чувства, боялся проявления чего-либо неординарного.  Герой не стремился к чему-то новому и необычному.  Автор рассказа показывает, что Беликов следует старым устоям. Он ничего не сделала на благо человечества и имел пассивное отношения к своей жизни.
Таким образом, следовать старым принципам и устоям, опираться на опыт прошлого поколения-это неправильный образ жизни. Людям нужно жить здесь и сейчас, достигать новых вершин и совершенствоваться во всем.
Количество слов - 399

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анна!

Вы создали самостоятельную работу. Это является её достоинством.

Но текст был понят Вами поверхностно. Обратитесь к вебинарам сайта —  на одном из вебинаров мы подробно разобрали, какова позиция автора.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Я согласна с мнением автора. Действительно, людям нельзя ограничиваться старинными устоями и принципами, необходимо работать на благо человечества и улучшать его.
Например, в произведении А.П.Чехова «Человек в футляре» Беликов равнодушен к жизни.
1. Тезис и обоснование — один абзац.
2. Абзац начинается со слов также, ведь, поэтому, например — логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла

Нет максимума по К10


Обратите внимание на Вашу склонность к речевой избыточности.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Человек должен жить по старым образцам из книг или стремится к созданию новых образов?
должен стремиТЬСЯ
Персонаж убеждает Леонтия в том, что необходимо стремится к новым идеалам
необходимо стремиТЬСЯ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Персонаж не стремится к познанию нового, он следует опыту прошлого поколения: «Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно.

... позволит улучшить жизнь человека и вывести ее на совершенно другой, повышенный уровень: «Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает.
ТЧК не нужна.
Однако, герой Райский придерживается другой точки зрения.
Однако в начале предложения = союз НО → ЗПТ лишняя
Леонтий ТИРЕ сторонник устаревших устоев
Тире между подлежащим и сказуемым
Райский наоборот стремится к созданию новых, современных образов
Вводно слово обособляется

K9 - Соблюдение грамматических норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет русский писатель и литературный критик И.А.Гончаров в предложенном тексте для анализа.
в предложенном для анализа тексте

Он прячется от всего мира и ограждает себя от общества. Этот человек скрывал свои чувства, боялся проявления чего-либо неординарного.
Нарушение временной соотнесённости глаголов

Он ничего не сделала
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
является приверженником старых принципов
приверженцем
имел пассивное отношения
имел (что?) отношениЕ

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет русский писатель и литературный критик И.А.Гончаров в предложенном тексте для анализа.
Размышляя над поставленной проблемой, писатель противопоставляет позиции двух героев.
Тавтология

Однако, герой Райский придерживается другой точки зрения. Персонаж убеждает Леонтия в том, что необходимо стремится к новым идеалам, чтобы «встряхивать спящие умы от застоя».
Шероховатость
Вижу, что Вы пытались уйти от повтора, но получились не по-русски звучащие фразы.

Выделенные слова лишние.

Персонаж убеждает Леонтия в том, что необходимо стремится к новым идеалам, чтобы «встряхивать спящие умы от застоя». По его мнению, задача каждого работать над созданием «образцов современной жизни», а также заниматься «очеловечиванием себя и всего около себя».
Мнение кого?

Неверное использование личного местоимения рождает двусмысленность.

вывести ее на совершенно другой, повышенный уровень
Шероховатость
Вывести на другой уровень = повысить
Плеоназм
Райский готов совершенствовать свою жизнь, он верит в свои силы и в свой успех: «Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале».
Шероховатость
Употребление повтора не становится приёмом в этом предложении, он не оправдан.

Авторская позиция заключается в том, что человеку нужно следовать новым идеалам и создавать новое вокруг себя.
Повтор
Автор рассказа показывает, что Беликов следует старым устоям. Он ничего не сделала на благо человечества и имел пассивное отношения к своей жизни.
Он — кто именно? Автор или Беликов?
Неверное использование личного местоимения рождает двусмысленность.
следовать старым принципам и устоям
Как это?
Если бы уберёте однородный член, предложение выиграет.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа текста, над речью (употребление личных местоимений, речевая избыточность).

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку