Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Ради чего следует жить?

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

12.02.2023 20:59:38
Автор: Ekaterina Dashkova


Передо мной небольшой, но глубокий по содержанию отрывок из произведения И.А.Гончарова. Ради чего следует жить? Этот важный вопрос находится в центре внимания автора.
Гончаров рассказывает от третьего лица читателю о споре двух героев: Райского и Козлова. Диалог мужчин состоит в выяснении назначения человека. Леонтий Козлов считает так: «Я делаю своё дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!». Он не стремится к познанию нового, так как жить, учиться и ошибаться можно, по его мнению, опираясь на опыт людей, закрепленный в книгах. Козлов предпочитает давать «образцы старой жизни из книг», нежели «выдумывать какую-то свою, новую жизнь». Автор в речах Леонтия выражает мысль о приверженности некоторых людей жить исключительно ради себя, потому что это стабильность, которая не требует новшеств.
Однако, Райский совсем не согласен с Козловым, говоря, что «жизнь барашком» не приведет к развитию, прогрессу. Мужчина подмечает, что «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия», поэтому нельзя жить старым – это ненастоящая жизнь, а пассивное состояние. Настоящая же заключается в слове, деле, борьбе. Так, читателю становится ясно, что человек должен жить ради какой-то цели, так как современное положение требует «очеловечивания себя и всего около себя».
Автор противопоставляет в предложенном для анализа тексте два мнения о жизни человека, чтобы подчеркнуть, что жить для себя – это однообразно, монотонно, но можно жить ради чего-то большего, что заставляет развиваться, тогда человек не потеряет вкус к прогрессу.
Авторская позиция заключается в том, что людям своего поколения следует жить, совершая открытия, чтобы стать образцами современной жизни и «встряхивать спящие умы от застоя».
Я согласна с позицией автора. Безусловно, каждый человек – элемент большой цепочки в обществе, который своими действиями должен и может повлиять на улучшение благосостояния окружающего мира. Эта мысль подтверждается «В письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва. В письме пятом автор обращается к читателю с напутствием: «Цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». «Жизнь – это, прежде всего дыхание», - отмечает Лихачёв. Если жить не ради себя, а с целями, принципами, то можно с достоинством, без стыда вспомнить о прошествии лет.
Таким образом, жить следует ради благих целей. Каждый из нас может сделать что-то полезное для всеобщего процветания!
Количество слов - 357

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Автор в речах Леонтия выражает мысль о приверженности некоторых людей жить исключительно ради себя, потому что это стабильность, которая не требует новшеств.
Это не так: Вы поверхностно прочитали текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Я согласна с позицией автора.
Это позиция героя, Райского.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла

Ошибки: нет максимум по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

это ненастоящая жизнь, а пассивное состояние
Противопоставление с союзом А — НЕ пишется раздельно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Леонтий Козлов считает так: «Я делаю своё дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!».
Точка лишняя
это стабильность, которая не требует новшеств.
Тире между подлежащим и сказуемым
Однако, Райский совсем не согласен с Козловым
Лишняя ЗПТ: однако в начале предложения — союз, а не вводное слово.
Настоящая же заключается в слове, деле, борьбе. Так, читателю становится ясно, что человек должен жить ради какой-то цели
ЗПТ лишняя: так в Вашем предложении — наречие, а не вводное слово.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Диалог мужчин состоит в выяснении назначения человека.
Шероховатость
Обилие Р. п. воспринимается сложно — замените на более простую конструкцию.
Постарайтесь на называть героев по гендерному признаку.

Ошибки:
Он не стремится к познанию нового, так как жить, учиться и ошибаться можно, по его мнению, опираясь на опыт людей, закрепленный в книгах. Козлов предпочитает давать «образцы старой жизни из книг», нежели «выдумывать какую-то свою, новую жизнь». Автор в речах Леонтия выражает мысль о приверженности некоторых людей жить исключительно ради себя, потому что это стабильность, которая не требует новшеств.
Тавтология
это стабильность, которая не требует новшеств.
Плеоназм
Однако, Райский совсем не согласен с Козловым, говоря, что «жизнь барашком» не приведет к развитию, прогрессу. Мужчина подмечает
Кто из них? Двусмысленность
Автор противопоставляет в предложенном для анализа тексте два мнения о жизни человека, чтобы подчеркнуть, что жить для себя – это однообразно, монотонно, но можно жить ради чего-то большего, что заставляет развиваться, тогда человек не потеряет вкус к прогрессу.
Тавтология
Что значит вкус к прогрессу? Стремление к прогрессу, желание изменений.
Лексическая несочетаемость, стилистическая шероховатость.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа. Этот текст был разобран на одном из понедельничных вебинаров. Посмотрите занятие и Вы поймёте, какова всё-таки позиция автора.
Обратите внимание на речь (повторы, лексическая несочетаемость).

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку