Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема родины
-
Текст: В. И. Белов. О родине(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
(5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
(7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
(10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
(18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
(20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
(21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
(23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
(26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(По В. Белову*)
* Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том, как природа может повлиять на жизнь человека. В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому. Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Продолжая комментировать проблему, обратимся к предложению 25. Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия.
Эти примеры дополняют друг друга. Природа внесла огромный вклад в жизнь человека. С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность.
Позиция автора в тексте ясна. В. И. Белов считает, что природа может выполнять сразу несколько ролей. Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами.
Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно, как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности. Нельзя не вспомнить случай, который произошел со мной. Каждое лето я отдыхал в детском лагере. Запах леса, игры на природе, походы – все это было частью моей молодости. Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным.
Хочется верить, что читатели задумаются о том, какое значение природа имеет в жизни каждого человека.
Здравствуйте, Максим!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация
В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов
Ошибки:
Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности. |
Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами. |
K6 - Точность и выразительность речи – 1 балл
Ошибки:
неточность словоупотребления, повторы
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. |
Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться |
С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность. |
Помогает развиваться и формировать — ЗПТ между однородными, связанными союзом И, не нужна.
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Ошибки:
Над этим вопросом размышляет Василий Иванович Белов. Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том... |
Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности. |
Свой — лишнее слово, пережить моменты чужой юности нельзя.
Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия. |
природа может выполнять сразу несколько ролей |
Роль природы — слово выступает во втором значении, Вы употребляете в первом.
В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому. |
Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и формулировкой позиции автора. Они не должны дублировать друг друга. Обратите внимание на речь.
Удачи на ЕГЭ!