Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какую роль в жизни человека играет мать?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
09.02.2023 21:02:58
Автор: Алиса Андрейченко

Какую роль в жизни человека играет мать? Над этим вопросом рассуждает Ф.Вигдорова в предложенном для анализа тексте.
  Размышляя о проблеме, автор рассказывает про любящую маму и ее сына Андрея. Кроме простых вещей, как разговаривать, быть добрым, ценить природу, мама научила его радоваться мелочам. Он узнал, как прекрасно наслаждаться тишиной и сумерками. Она показала, как видеть веселые образы в листьях. “Все в мире открывала Андрею мать’’. Далее писательница обращает внимание на случай в школе. Андрея попросили записывать тех, кто плохо себя ведет. Он не знал, что делать. А мать всегда могла ‘хорошо и просто придумать’. “-Пиши!Да только всегда одну фамилию — свою собственную’’. Мама объяснила, как выходить из сложных ситуаций, не подставляя друзей. Это учит ребенка решать межличностные конфликты.
      Автор показывает Андрея через пару лет. Он с теплотой вспоминает о матери. Дом "наполнял его ощущением покоя". Это дает нам понять, что и повзрослевший мальчик остался счастливым.
   Примеры, дополняя друг друга, помогают понять, что все детство, мама, для Андрея, была самым важным человеком в его жизни.
   Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что мать в жизни каждого человека несет огромную роль, она дарит знания, заботу, любовь. Именно от мамы зависит то, кем станет ребенок  во взрослой жизни.
   Я согласна с позицией автора. Любящая мать, которая ценит и обучает свое дитя - залог психологического здоровья ребенка. Давайте представим ситуацию в которой, ещё маленький, но человек живет с матерью, которая его не любит, не помогает, не заботится. Разве такой ребенок сможет дружить и дарить любовь другим? Этот человек будет глубоко несчастлив всю жизнь.
   Прочитав текст, я задумалась, смогу ли я стать такой же хорошей мамой как героиня текста.
Количество слов - 279

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Алиса!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно.

Примеры, дополняя друг друга, помогают понять, что все детство, мама, для Андрея, была самым важным человеком в его жизни.
Что делает каждый пример? Нужно расписать, не повторяя пояснения.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 1 балл

Ошибки:

Именно от мамы зависит то, кем станет ребенок  во взрослой жизни.
каким человеком станет

Вы пишете не о профессии Андрея, а о характере.

Давайте представим ситуацию в которой, ещё маленький, но человек живет с матерью, которая его не любит, не помогает, не заботится.
Почему НО? Что чему Вы противопоставляете?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10
Давайте представим ситуацию в которой, ещё маленький, но человек живет с матерью, которая его не любит, не помогает, не заботится.
Нанизывание придаточных предложений

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм – 1 балл

Ошибки:

“-Пиши!Да только всегда одну фамилию — свою собственную’’.
Или кавычки при прямой речи, или тире перед репликой.

Любящая мать, которая ценит и обучает свое дитя ЗПТ  - залог психологического здоровья ребенка.
Пропущена запятая на границе придаточного предложения

Прочитав текст, я задумалась, смогу ли я стать такой же хорошей мамой ЗПТ как героиня текста.
Сравнительный оборот
Давайте представим ситуацию ЗПТ в которой, ещё маленький, но человек живет с матерью, которая его не любит, не помогает, не заботится.
В СПП запятая ставится перед союзом (союзным словом).

K9 - Соблюдение грамматических норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом рассуждает
Рассуждает о (чём?)

Неверное выбранный предлог

“Все в мире открывала Андрею мать’’.
Цитата без вводящих ее слов
-Пиши!Да только всегда одну фамилию — свою собственную’’.
Цитата без вводящих ее слов

Именно от мамы зависит то, кем станет ребенок  во взрослой жизни.
Указательное слово лишнее
Давайте представим ситуацию в которой, ещё маленький, но человек живет с матерью, которая его не любит, не помогает, не заботится.
Нарушение в предложении с однородными членами

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Кроме простых вещей, как разговаривать, быть добрым, ценить природу, мама научила его радоваться мелочам.
Быть добрым, ценить природу и радоваться мелочам — Вы считаете, это просто?
Вещи = предметы. Разговор о другом: о состояниях человека, чертах характера — это не вещи.

как выходить из сложных ситуаций, не подставляя друзей
Нарушение стиля

Замените подставить на подвести

Мама объяснила, как выходить из сложных ситуаций, не подставляя друзей. Это учит ребенка решать межличностные конфликты.
Это — что именно? На что указывает местоимение?

Неверное употребление местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи в комментарии. Обратите внимание на введение цитат.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку