Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как не потерять сильный дух?

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
09.02.2023 08:58:04
Автор: Карина Кириллина

Как не потерять сильный дух? Об этом размышляет Михаил Александрович Шолохов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленной проблемой, автор обращается к ситуации, где у людей разный настрой к войне. Николай ничему не радуется и ходит в постоянном напряжении. Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.

Однако, его друг Лопахин умиляется мелочам. Во время войны радуется обычной речке, кувшинке и солнцу. Восхищается красотой своей родины и воюет за каждый клочок своей земли. Это и есть верно. Чтобы не утонуть в унынии, надо отвлекать свой мозг на что-то хорошее и незначительное.

Приводя противопоставленные друг-другу примеры, понятно, что при любых условиях не нужно падать духом.  

Позиция автора ясна. Шолохов считает, что у каждого человека должен быть боевой дух. На пути к своим целям, это качество обязательное.

Я полностью согласна с мнением М. А. Шолохова. Действительно, нужно верить в чудо и действовать, чтобы это чудо произошло.

Существует немало произведений, подтверждающих мою позицию. Например, Андрей Соколов из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» воевал всю вторую мировую войну. Воевал, думая о своих детях и жене. Но к сожалению, после победы узнал, что вся его семья погибла. Но несмотря на это, он усыновил бездомного мальчишку. Мысли о семье давали ему силы.

Таким образом, всегда есть что-то хорошее в плохом. Как говорят люди: «После чёрной полосы, всегда приходит белая». Нужно всегда думать позитивно, чтобы не пасть духом.
Количество слов - 229

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Карина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Как не потерять сильный дух?
K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Размышляя над поставленной проблемой, автор обращается к ситуации, где у людей разный настрой к войне. Николай ничему не радуется и ходит в постоянном напряжении. Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.

Нельзя считать это предложение пояснением. В пояснении делаем акцент на авторе (что и как делает автор).

Пример 2 указан, не пояснен.

Однако, его друг Лопахин умиляется мелочам. Во время войны радуется обычной речке, кувшинке и солнцу. Восхищается красотой своей родины и воюет за каждый клочок своей земли. Это и есть верно. Чтобы не утонуть в унынии, надо отвлекать свой мозг на что-то хорошее и незначительное.

Слабое пояснение.

Взаимосвязь между примерами проанализирована формально. Не проанализирована роль каждого примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над поставленной проблемой, автор обращается к ситуации, где у людей разный настрой к войне. Николай ничему не радуется и ходит в постоянном напряжении. Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.

Однако, его друг Лопахин умиляется мелочам. Во время войны радуется обычной речке, кувшинке и солнцу. Восхищается красотой своей родины и воюет за каждый клочок своей земли. Это и есть верно. Чтобы не утонуть в унынии, надо отвлекать свой мозг на что-то хорошее и незначительное.
Его друг? Чей друг? В предыдущем абзаце вы не показали, что герои произведения друзья. Вы называете героев "людьми". Нет никакого указания, кем они приходятся друг другу.
Как не потерять сильный дух? Об этом размышляет Михаил Александрович Шолохов в предложенном для анализа тексте.
Позиция автора ясна. Шолохов считает, что у каждого человека должен быть боевой дух. На пути к своим целям, это качество обязательное.
Нарушение логики развития мысли. Нет связи между формулировкой проблемы и позицией автора. Разве ПА является ответом на вопрос? Позиция автора должна быть ответом на вопрос, который вы формулируете в проблеме (вопросно-ответное единство). У вас это единство нарушено.
Позиция автора ясна. Шолохов считает, что у каждого человека должен быть боевой дух. На пути к своим целям, это качество обязательное.

Я полностью согласна с мнением М. А. Шолохова. Действительно, нужно верить в чудо и действовать, чтобы это чудо произошло.
И снова нарушение логики развития мысли. Ни о какой вере в чудо нет в формулировке позиции автора. В комментарии нет ни слова о целях героев и о том, какими путями они идут к своим целям.
Существует немало произведений, подтверждающих мою позицию. Например, Андрей Соколов из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» воевал всю вторую мировую войну.
Произведение и герой -- это не одно и то же. Андрей Соколов -- герой произведения, а не произведение (нарушение логики).
Например, Андрей Соколов из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» воевал всю вторую мировую войну. Воевал, думая о своих детях и жене. Но к сожалению, после победы узнал, что вся его семья погибла. Но несмотря на это, он усыновил бездомного мальчишку.
Уступительные отношения (несмотря на это) неуместны. Андрей Соколов остался один и Ванюша тоже один.
Таким образом, всегда есть что-то хорошее в плохом. Как говорят люди: «После чёрной полосы, всегда приходит белая». Нужно всегда думать позитивно, чтобы не пасть духом.
Вывод удивляет своей алогичностью. Странный вывод (всегда есть что-то хорошее в плохом). Каждая последующая мысль -- это новое суждение, прямой связи между предложениями нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Приводя противопоставленные друг-другу примеры, понятно, что при любых условиях не нужно падать духом.  
Правильно: друг другу.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.
Неоднородные определения.
Однако, его друг Лопахин умиляется мелочам.
Однако в данном случае не является вводным словом. Однако -- противительный союз.

Но ЗПТ к сожалению, после победы узнал, что вся его семья погибла. Но ЗПТ несмотря на это, он усыновил бездомного мальчишку.
Вводное слово.
Обороты, присоединяемые предлогом «несмотря на», обычно обособляются (за исключением тех случаев, когда оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Николай ничему не радуется и ходит в постоянном напряжении. Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.
Нарушение границ предложения (парцелляция): однородные придаточные предложения выделены в отдельное предложение.
Во время войны радуется обычной речке, кувшинке и солнцу. Восхищается красотой своей родины и воюет за каждый клочок своей земли.
Нарушение границ предложения (парцелляция). Если бы речевое оформление вашего сочинение было другим (отсутствовали бы речевые ошибки и недочёты, лексика отличалась богатством и разнообразием), то подобную парцеллированную конструкцию можно было бы считать художественным приёмом.
Приводя противопоставленные друг-другу примеры, понятно, что при любых условиях не нужно падать духом.  
Неправильно построено предложение с деепричастным оборотом.

Лучше в данном случае не употреблять деепричастный оборот. Вариант замены: Противопоставленные примеры позволяют понять...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над поставленной проблемой, автор обращается к ситуации, где у людей разный настрой к войне.
Какие-то общие слова. Союзное слово "где", присоединяющее определительное придаточное, употреблено неуместно. Выражение "настрой к войне" -- нарушение лексической сочетаемости.
Николай ничему не радуется и ходит в постоянном напряжении.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя ходить в напряжении.
Это и есть верно.

Предложение выглядит так, как будто это плохой перевод.
Чтобы не утонуть в унынии, надо отвлекать свой мозг на что-то хорошее и незначительное.
Нельзя утонуть в унынии (неудачная метафора). Отвлекать мозг -- тоже неудачное выражение.
Так как в мире происходит историческая, громадная катастрофа и нужно быть всегда начеку.
Нарушение стилистической однородности. Использование разговорных выражений лучше избегать.
Но к сожалению, после победы узнал, что вся его семья погибла. Но несмотря на это, он усыновил бездомного мальчишку.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки:

Например, Андрей Соколов из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» воевал всю вторую мировую войну. Воевал, думая о своих детях и жене. Но к сожалению, после победы узнал, что вся его семья погибла. Но несмотря на это, он усыновил бездомного мальчишку. Мысли о семье давали ему силы.
Есть фактические неточности. Балл не снимаю, но призываю быть внимательнее, когда вы для доказательства собственной точки зрения привлекаете художественное произведение.

Общие рекомендации:

Сочинение написано небрежно. Думаю, что вы его не проверили.  Следует усилить работу над всеми компонентами сочинения (содержанием, композицией и грамотностью). Следите за логикой и формулировками.

Нужно хорошо поработать, чтобы получить больше баллов на ЕГЭ. У вас ещё есть время! Работайте! Больше пишите сочинений, неоднократно проверяйте.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку