Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема образа жизни

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

08.02.2023 13:04:44
Автор: Дарья Шлычкова

Как должен жить человек - стремиться к новым идеалам, пытаясь принести пользу всему человечеству, или следовать образцам из старых книг, скромно выполняя свой долг? Над этим вопросом размышляет И.А. Гончаров, автор предложенного текста.

Проследим, как писатель раскрывает поставленную проблему. Текст Гончарова представляет собой диалог, в котором два героя выражают противоположные позиции. Леонтий считает: "Чего нет в <...> книгах, того и в жизни нет или не нужно!" Он - сторонник следования образцам, данным прошлыми поколениями. Далее персонаж заявляет: "я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает". В этих словах раскрывается другой аспект его мировоззрения: человек должен жить скромно, исполнять личный долг и не заботиться о всеобщем благе, потому что ему не по силам изменить человечество. Однако Леонтий чувствует неуверенность в полезности своей работы. Это проявляется в том, что он сомневается, "заслуга ли" подготовка учеников к университету. Автор показывает, что принцип жизни Леонтия неидеален.

Другую точку зрения на предложенный вопрос раскрывает Райский. Он убежден, что "люди рвутся вперед" и стремятся к новым идеалам, что нужны "слово и дело, борьба". По его мнению, "задача каждого" - показывать "образцы современной жизни" и работать над "очеловечиванием себя и всего около себя". Иными словами, каждый должен трудиться на благо всего человечества. Райский уверен в прогрессе и собственных силах: "Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале". Автор показывает правоту героя в конце диалога, где Леонтий не может возразить против того, что "живет барашком". В словах Райского звучат сила и истина.

Приведенные примеры противопоставлены, потому что герои выражают различные взгляды на жизнь. Леонтий является сторонником пассивной, скромной жизни и подражания старине, Райский же мысленно обращается к будущим образцам и хочет приносить пользу всему обществу.

Авторская позиция ясна. Гончаров убежден, что человеку следует стремиться к новым идеалам, заботиться о благе не только ближайшего окружения, но и всех людей.

Я согласна с мнением автора. Действительно, нельзя замыкаться в узком круге личной жизни и книг, оставаясь равнодушным к общественной жизни. Например, в рассказе Чехова "Человек в футляре" Беликов боялся мира. Он ходил с поднятым воротником и зонтиком, прятал вещи в футляры, как будто пытаясь укрыться от действительности. Даже работа - преподавание древнегреческого языка - помогала герою спрятаться от реальности. Чехов показывает бессмысленность существования Беликова, который умел только следовать предписаниям и никогда никому не помог, не принес радости. Этот пример доказывает, что безразличие к интересам общества, забота только о себе и своей работе, подражание старым образцам - неверный образ жизни.
Количество слов - 400

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Дарья!

Вы создали достойную работу: самостоятельную, грамотную с точки зрения орфографии и пунктуации работу. Приятно, что речь выпускницы развита, есть понимание структуры сочинения ЕГЭ. Отлично выполнен комментарий.  

Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Леонтий считает
Героя надо ввести: кто такой Леонтий?

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Далее персонаж заявляет: "я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает".

Ошибка при цитировании. Нужна заглавная буква.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Рекомендация

прятал вещи в футляры, как будто пытаясь укрыться от действительности
Замените деепричастие на глагол пр.вр.

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

Например, в рассказе Чехова "Человек в футляре" Беликов боялся мира. Он ходил с поднятым воротником и зонтиком
Он – кто или что? Неверное употребление личного местоимения рождает двусмысленность.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

С удовольствием прочитала работу. Дарья, пусть на экзамене у Вас всё получится: Вы заслуживаете максимального балла!

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку