ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Какие чувства может вызывать у нас природа?
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Автор начинает с описания реки Лобань. Он сравнивает её с девочкой-подростком, умиляется её игре, пению на перекатах и шлепанию «босиком по зелени травы». Читатель замечает, что автор с любовью описывает каждое движение, желая передать красоту, которую он видит. Этот пример показывает то, насколько трепетно можно относиться к природе, какие искренние и нежные чувства она может вызывать.
Завершая повествование, Крупин пишет об умиротворении и счастье: «Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая». Эти слова вызывают спокойствие на душе, желание забыть о своих проблемах и погрузиться в атмосферу единства с природой. Приводя этот пример, автор стремится донести до читателя, что природа может успокоить, утешить в трудную минуту.
Таким образом, дополняющие друг друга примеры помогают Крупину наиболее подробно ответить на вопрос о том, какие чувства может вызывать у нас природа.
Позиция автора понятна сразу. Природа - близкий друг, с которым можно помолчать, забыть о невзгодах и освободить голову от ненужных мыслей. О нем не нужно кричать на весь мир, но его следует беречь.
Я придерживаюсь того же мнения: сложно не восхищаться красоте природы. Мы должны наслаждаться ею с такой же нежностью, как это делал Аркадий Кирсанов, герой романа Тургенева «Отцы и дети». Природа была для него храмом, он понимал, чувствовал её и горячо любил.
В заключение хотелось бы сказать о том, что ценить природу очень важно. Ведь если мы дивимся её красотам, чувствуем тепло и спокойствие на душе в моменты единения с ней, то нам следует оберегать матушку-природу от негативных влияний и самим не вредить ей.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально
Таким образом, дополняющие друг друга примеры помогают Крупину наиболее подробно ответить на вопрос о том, какие чувства может вызывать у нас природа. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
Рекомендация
Микровывод в конце обоснования собственной позиции сделает работу ещё более отточенной.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Этот пример показывает то, насколько трепетно можно относиться к природе |
показывает (что?) насколько...
сложно не восхищаться красоте природы |
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Ошибки:
Он сравнивает её с девочкой-подростком, умиляется её игре, пению на перекатах и шлепанию «босиком по зелени травы». |
Автор начинает с описания реки Лобань. Он сравнивает её с девочкой-подростком, умиляется её игре, пению на перекатах и шлепанию «босиком по зелени травы». Читатель замечает, что автор с любовью описывает каждое движение, желая передать красоту, которую он видит. |
автор с любовью описывает каждое движение (кого? чего?) |
Приводя этот пример, автор стремится донести до читателя (что?), что природа может успокоить, утешить в трудную минуту. |
Предложение будет легче читать.
О нем не нужно кричать на весь мир, но его следует беречь. |
Мы должны наслаждаться ею с такой же нежностью, как это делал Аркадий Кирсанов, герой романа Тургенева «Отцы и дети». Природа была для него храмом, он понимал, чувствовал её и горячо любил. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи.
Анастасия, Вы создали хорошую работу. В оставшееся до экзамена время остаётся немного потрудиться над комментарием, поработать над речевыми ошибками и шероховатостями.
У Вас все шансы получить высокий балл на ЕГЭ. Удачи!