Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема малой родины
-
Текст: В. И. Белов. О родине(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
(5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
(7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
(10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
(18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
(20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
(21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
(23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
(26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(По В. Белову*)
* Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
Рассуждая о проблеме, автор описывает место своего рождения: «И вот опять родные места встретили меня шёпотом ольшаника», вспоминает о том, что когда-то наивно поклялся «никогда не возвращаться» из этой «сосновой крепости». Но чем дальше и быстрее он уходил, тем «яростней» его тянуло обратно. Этот пример доказывает, что малая родина живёт в сердце человека и постоянно «зовёт» его к себе.
Далее Е. М. Белов описывает свою прогулку по лесу. Он подчёркивает красоту своего родного края, рассказывая, что чувствует под елями «древний запах папоротника», описывая сосны: «мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум». Ему кажется, будто он слышит, как «растёт на полях трава». Это доказывает, что малая родина завораживает человека красотой, хоть она и не такая необычная, как природа далёких краёв.
Первый пример говорит про то, как край родной не хочет отпускать человека, а второй, дополняя, говорит про то, что Отчество захватывает сердце человека красотой.
Авторская позиция ясна. Е. М. Белов считает, что малая родина занимает особое место в сердце человека, ведь это место навсегда останется местом, где все были беззаботными детьми. Это место, куда хочется возвращаться.
Я согласен с позицией автора. Действительно, малая родина очень важна для человека, и он не может её забыть. Вспомним поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Родиной Василия является Смоленщина, и один из наиболее печальных моментов в книге – это сожаление солдата о том, что он не смог освободить её от захватчиков.
Проанализировав текст Е. М. Белова, я сделал вывод о том, что малая родина всегда была, есть и будет в сердце человека.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально (продублированы пояснения к примерам).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса выполнено неверно, хотя произведение выбрано правильно.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов
Ошибки:
Первый пример говорит про то, как край родной не хочет отпускать человека, а второй, дополняя, говорит про то, что Отчество захватывает сердце человека красотой. |
Действительно, малая родина очень важна для человека, и он не может её забыть. |
Неверно сформулированный тезис повлёк за собой неверное обоснование.
сожаление солдата о том, что он не смог освободить её от захватчиков. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Но чем дальше и быстрее он уходил |
описывая сосны: «мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум». |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Первый пример говорит про то, как |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор описывает место своего рождения: «И вот опять родные места встретили меня шёпотом ольшаника», вспоминает о том, что когда-то наивно поклялся «никогда не возвращаться» из этой «сосновой крепости». |
Далее Е. М. Белов описывает свою прогулку по лесу. Он подчёркивает красоту своего родного края |
Он — лес или автор? Неверное употребление местоимения рождает двусмысленность.
Это доказывает, что малая родина завораживает человека красотой, хоть она и не такая необычная, как природа далёких краёв. |
Е. М. Белов считает, что малая родина занимает особое место в сердце человека, ведь это место навсегда останется местом, где все были беззаботными детьми. Это место, куда хочется возвращаться. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи и речью (употребление личных местоимений). Никита, обратите внимание на формулировку тезиса в обосновании.
Удачи на ЕГЭ!