Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как мир природы влияет на душу человека?

  • Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы
    (1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
    (6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
    (12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
    (16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
    (28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
    (30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
    (35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
    (38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
    (39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
    (45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
    (48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
    (По В. Крупину*)
    * Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
06.02.2023 23:52:42
Автор: Емельяна Марабаева

Как мир природы влияет на душу человека? Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте В.Н. Крупин.  

Автор восхищается красотой реки Лобань и сравнивает её с девочкой-подростком, которая «играет и поёт на перекатах». Публицист проникается звуками леса и сближается с природой: «Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю.» Мы можем сказать, что прибывание автора на природе приносит ему большое удовольствие, он расслабляется и забывает обо всех проблемах, погружаясь в таинственный мир природы.

Далее В.Н. Крупин рассказывает о том, что увидел в лесу лосиху с лосёнком и его это очень осчастливило. Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением: «И к ней выбегает лосенок. Я перестаю дышать.» Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что природа помогает человеку стать немного счастливее, отдохнуть и сблизиться с природой.

Автор считает, что природа положительно влияет на душу человека: «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты.»

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, побыть наедине с природой иногда просто необходимо. Заливные луга, голубое небо, птичий щебет успокаивают и  дают силы. Вспомним главную героиню повести А.И. Куприна «Олеся». Девушка живёт в окружении леса, но этот факт не делает её хуже деревенских жителей. Олеся умна, воспитана, милосердна и заботлива. Мы можем сказать, что единение с природой позволило девушке прочувствовать гармонию естественно мира и стать его маленькой частичкой.

Подводя итог, хочется сказать, что природа положительно влияет на душу человека. Окружающий мир обогащает нас духовно, прививает чувство прекрасного, дарит лёгкость и вдохновение.
Количество слов - 291

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Емельяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем.
Стал наблюдателем и?.. Доведите рассуждение до конца.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально: нет разведения примеров.
Нужно показать роль каждого примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование не доказывает тезис.  

Олеся не приходит побыть в лесу — она живёт там.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Дублирование пояснений в анализе связи.

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл

Ошибки: неточность словоупотребления

Мы можем сказать, что
Неудачная формулировка для сочинения ЕГЭ. Её можно пропустить — сразу переходите к анализу.
Вы часто эту фразу повторяете.  

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

прибывание автора на природе
прЕбывание на природе

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Публицист проникается звуками леса и сближается с природой: «Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю
Точка ставится после кавычек
Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением: «И к ней выбегает лосенок. Я перестаю дышать.»
Точка ставится после кавычек
Автор считает, что природа положительно влияет на душу человека: «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты.»
Точка ставится после кавычек
Далее В.Н. Крупин рассказывает о том, что увидел в лесу лосиху с лосёнком ЗПТ и его это очень осчастливило.
ЗПТ в СПП

Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением
Лишняя ЗПТ

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте В.Н. Крупин.  
Шероховатость

Мы можем сказать, что прибывание автора на природе приносит ему большое удовольствие, он расслабляется и забывает обо всех проблемах, погружаясь в таинственный мир природы.
Если все выделенные мной слова убрать, речевое оформление предложения улучшится.
Мы — кого Вы имеете в виду?
Ему, он — повтор формы слова
природы — повтор
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем.
Возьмите какую-нибудь одну фразу, подводящую итог.  

Лишнее слово: в чужом тексте нельзя ничего делать.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что
Шероховатость: лишнее слово

факт не делает её хуже
Слово неудачно взято: нарушает стиль. Если удалит слово, фраза будет лучше звучать.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем.
Отвлекла – это хорошо или плохо? Непонятно из Вашей фразы.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи и пунктуацией (знаки препинания в предложениях с прямой речью).
Обратите внимание, что МЫ, НАС, НАШЕГО — слова, без которых лучше обходится в сочинении ЕГЭ: Вы говорите о том, что делает автор текста.  

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку