Запомни!
Как мир природы влияет на душу человека?
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Автор восхищается красотой реки Лобань и сравнивает её с девочкой-подростком, которая «играет и поёт на перекатах». Публицист проникается звуками леса и сближается с природой: «Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю.» Мы можем сказать, что прибывание автора на природе приносит ему большое удовольствие, он расслабляется и забывает обо всех проблемах, погружаясь в таинственный мир природы.
Далее В.Н. Крупин рассказывает о том, что увидел в лесу лосиху с лосёнком и его это очень осчастливило. Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением: «И к ней выбегает лосенок. Я перестаю дышать.» Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что природа помогает человеку стать немного счастливее, отдохнуть и сблизиться с природой.
Автор считает, что природа положительно влияет на душу человека: «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты.»
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, побыть наедине с природой иногда просто необходимо. Заливные луга, голубое небо, птичий щебет успокаивают и дают силы. Вспомним главную героиню повести А.И. Куприна «Олеся». Девушка живёт в окружении леса, но этот факт не делает её хуже деревенских жителей. Олеся умна, воспитана, милосердна и заботлива. Мы можем сказать, что единение с природой позволило девушке прочувствовать гармонию естественно мира и стать его маленькой частичкой.
Подводя итог, хочется сказать, что природа положительно влияет на душу человека. Окружающий мир обогащает нас духовно, прививает чувство прекрасного, дарит лёгкость и вдохновение.
Здравствуйте, Емельяна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем. |
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально: нет разведения примеров.
Нужно показать роль каждого примера.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование не доказывает тезис.
Олеся не приходит побыть в лесу — она живёт там.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
Дублирование пояснений в анализе связи.
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Ошибки: неточность словоупотребления
Мы можем сказать, что |
Вы часто эту фразу повторяете.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
прибывание автора на природе |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл
Ошибки:
Публицист проникается звуками леса и сближается с природой: «Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю.» |
Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением: «И к ней выбегает лосенок. Я перестаю дышать.» |
Автор считает, что природа положительно влияет на душу человека: «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты.» |
Далее В.Н. Крупин рассказывает о том, что увидел в лесу лосиху с лосёнком ЗПТ и его это очень осчастливило. |
Замеченную картину, автор наблюдал с большим трепетом и неким волнением |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
Ошибки:
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте В.Н. Крупин. |
Мы можем сказать, что прибывание автора на природе приносит ему большое удовольствие, он расслабляется и забывает обо всех проблемах, погружаясь в таинственный мир природы. |
Мы — кого Вы имеете в виду?
Ему, он — повтор формы слова
природы — повтор
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем. |
Лишнее слово: в чужом тексте нельзя ничего делать.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что |
факт не делает её хуже |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что природа отвлекла автора от обыденной жизни, он окунулся в естественный мир и стал его наблюдателем. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи и пунктуацией (знаки препинания в предложениях с прямой речью).
Обратите внимание, что МЫ, НАС, НАШЕГО — слова, без которых лучше обходится в сочинении ЕГЭ: Вы говорите о том, что делает автор текста.
Удачи на ЕГЭ!