Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
всегда ли догадка может реализоваться в жизни
-
Текст: Л. Кассиль. О Циолковском(1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
(8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
(14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
(15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
(23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
(25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
(28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
(30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
(36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
(По Л. Кассилю*)
* Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.
Об этой проблеме размышляет русский советский писатель Л.А.Кассиль в предложенном для анализа тексте. Проследим за логикой развития авторской мысли.
Во-первых, писатель знакомит читателей с догадками, которые рождались в умах фантастов, мечтавших вырваться в межпланетные пространства. Называя имена Ж.Верна и Г.Уэллса, Л.Кассиль приводит примеры идей, которые могли бы помочь людям в преодолении силы земного притяжения. Однако «наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов». Автор приводит доказательства, развенчивающие правдоподобность выдумок романистов. Этот пример-иллюстрация убедительно показывает, что такие догадки не могли превратиться в научно-технические идеи в силу своей несостоятельности.
Во-вторых, Л.А.Кассиль рассказывает нам об удивительном ученом К.Э.Циолковском, в чьей голове еще в раннем детстве шевельнулась «совсем еще туманная мысль». Затем «она превратилась в ошеломительную догадку», а позже, питаемая приобретенными ученым точными знаниями, «выросла в гениальную научно-техническую идею». Именно Циолковским была найдена «единственная возможность выхода человека во вселенную». Этот пример-иллюстрация доказывает, что если догадка подкрепляется точными теоретическими знаниями и расчетами, то она может быть реализована в жизни.
Противопоставляя эти примеры, автор показывает нам, читателям, какой путь предстоит пройти туманной догадке, прежде чем она станет научно обоснованной гипотезой, и отвечает на вопрос, каждая ли догадка имеет право на существование. Если первый пример перечисляет случаи, когда выдумки фантастов оказались нежизнеспособными, то второй пример указывает путь догадки через научную идею к воплощению в жизнь.
Л.А.Кассиль считает, что не всегда догадка может быть воплощена в жизнь, и анализирует, какие факторы могут помочь в этом. Только гениальная прозорливость, научная дальнозоркость и многолетний труд позволили К.Э.Циолковскому реализовать свои юношеские догадки и открыть человечеству путь к звездам. Мало выдвигать предположения, нужно подкреплять их расчетами и теоретическими знаниями.
Я согласна с мнением автора. Действительно, фантастическая литература полна описаний новшеств, которыми пользуются люди будущего. Например, в романах мы можем найти много машин и приборов, которые неизвестны читателям. Но не всегда такие механизмы могут быть построены в реальной жизни. Хотя мы можем найти примеры, когда писатель-фантаст опередил развитие науки. Тот же Жюль Верн, о котором упоминает Лев Кассиль, описал подводную лодку «Наутилус», которой управлял капитан Немо, и дал описание прибора, похожего на акваланг. Тем самым фантаст предвосхитил эти открытия.
Прочитанный текст побудил меня еще раз задуматься о возможности воплощения в жизнь многих идей, высказанных в прошлом.
Здравствуйте, Ирина!
Прекрасно сделанная работа, полностью отвечающая требованиям сочинения формата ЕГЭ. Предположу, что автор — коллега. Развитая речь, богатый словарный запас, использование разнообразных синтаксических конструкций, грамотность, логичность — аргументы в пользу моей версии.
Получила удовольствие от чтения.
Позвольте отметить небольшие шероховатости, не влияющие на баллы.
В соответствии с критериями проверки – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
указывает (на что?) НА путь |
показывает (что?) путь
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Во-вторых, Л.А.Кассиль рассказывает нам об удивительном ученом К.Э.Циолковском, в чьей голове еще в раннем детстве шевельнулась «совсем еще туманная мысль». |
Противопоставляя эти примеры, автор показывает нам, читателям, какой путь предстоит пройти туманной догадке, прежде чем она станет научно обоснованной гипотезой, и отвечает на вопрос, каждая ли догадка имеет право на существование. Если первый пример перечисляет случаи, когда выдумки фантастов оказались нежизнеспособными, то второй пример указывает путь догадки через научную идею к воплощению в жизнь. |
Чтобы Вашу мысль не изменять, можно добавить определение к этом слову: так получится внести оценку:
...второй пример указывает на сложный путь догадки через научную идею к воплощению в жизнь.
(Формулировка анализа связи хороша, Ваша задумка понятна: противопоставляя, показывает...и отвечает на вопрос).
Например, в романах мы можем найти пропуск слова много машин и приборов, которые неизвестны читателям. |
Тот же Жюль Верн, о котором упоминает Лев Кассиль, описал подводную лодку «Наутилус», которой управлял капитан Немо, и дал описание прибора, похожего на акваланг. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Спасибо, Ирина! Ставлю звёздочку: пусть Ваша работа станет образцом для тех, кто учится создавать сочинение формата ЕГЭ.