Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Для чего нужно жить человеку?

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

04.02.2023 16:01:26
Автор: Юлиана Дребус

Для чего нужно жить человеку? Именно над этим вопросом задумывается И.А. Гончаров. Размышляя над проблемой, автор рассказывает о споре Козлова и Райского о взглядах на жизнь. Леонтий Козлов считал, что жить нужно «про себя и для себя». Он не верит людей, ему интересней проводить время за книгами. «… никого не трогаю и меня никто не трогает» - говорил Козлов. Таким образом, можно сделать вывод, что Леонтию «никуда дальше своего угла не хотелось…».
Совершенно по-другому считает Райский. Он не согласен с Козловым и думает, что «жизнь «для себя и про себя» - не жизнь, а пассивное состояние…». Райский считает,  что в жизни нужно идти вперёд и саморазвиваться. Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку.
Примеры противопоставлены друг другу. Они дают ясно понять, что у каждого человека разные цели в жизни.
Автор считает, что человек должен делать что-то для окружающих, а не только жить для себя.
Я согласна с позицией автора, ведь каждый человек должен совершенствовать и себя, и окружающий мир. Например, в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня посвятила свою жизнь помощи другим людям. Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми. Таким образом, героиня жила не для себя, а для других и это для неё было тем, для чего нужно жить.
В заключение хочется сказать, что люди, которые отдают себя во благо другим и считают это целью своей жизни, идут вперёд и делают мир лучше.
Количество слов - 250

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлиана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Он не верит людей
В тексте об этом не говорится.  

Таким образом, можно сделать вывод, что Леонтию «никуда дальше своего угла не хотелось…».
Пояснение — это анализ текста. Вы цитируете, продолжаете пример.

Пример 2 указан, пояснен (уберите цитаты в пример–иллюстрацию). Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно.

Примеры противопоставлены друг другу. Они дают ясно понять, что у каждого человека разные цели в жизни.
И?.. Зачем автор показывает эти точки зрения?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно по отношению к проблемному вопросу. ПА и ПВ должны составлять вопросно-ответную связь.

Вопрос Для чего нужно жить человеку?
Ответ человек должен делать что-то для окружающих, а не только жить для себя.
Нарушена логика (- по К5)
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор рассказывает о споре Козлова и Райского о взглядах на жизнь.
Героев надо ввести. Кто такие Козлов и Райский?

K6 - Точность и выразительность речи – 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Внимание

Маленькая буква в цитате, оформленной как часть бессоюзного сложного предложения.

Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

«… никого не трогаю и меня никто не трогает» ЗПТ - говорил Козлов.
Цитата оформлена как прямая речь — нужно следовать этому правилу.
Таким образом, героиня жила не для себя, а для других ЗПТ и это для неё было тем, для чего нужно жить.
ЗПТ в СПП
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Леонтий Козлов считал, что жить нужно «про себя и для себя». Он не верит людей, ему интересней проводить время за книгами.
Нарушение временной соотнесённости глаголов
Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми.
Нарушение границ предложения

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор рассказывает о споре Козлова и Райского о взглядах на жизнь. Леонтий Козлов считал, что жить нужно «про себя и для себя».
Повтор

Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку.
Повтор
Например, в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня посвятила свою жизнь помощи другим людям. Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми.
Тавтология
И радовалась тому, что она делает других счастливыми. Таким образом, героиня жила не для себя, а для других и это для неё было тем, для чего нужно жить.
Повтор

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, глубиной анализа текста.
Шлифуйте формулировки проблемы и позиции автора, обратите внимание на логику и речь (повторы).

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку