Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения людей к отдыху

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
03.02.2023 10:10:34
Автор: Владислава Фогель

В прочитанном мною тексте Б. Л. Васильев поднимает проблему отношения людей к отдыху.

Условно мы делим текст на две части. В первой автор вспоминает вечера своего раннего детства. Б. Л. Васильев упоминает всех своих членов семьи, которые во всё своё свободное время занимались домашними делами. Отец сапожничал и столярничал, мать и тётка латали и штопали, бабушка поскрипывала мельницей, а сёстры - Галя и Оля – попеременно читали вслух. Именно такие занятия в семье воспринимались как настоящий отдых. Никто не мог себе представить, что отдыхать можно лежа и без дела. Именно это даёт нам понять, что все люди по-разному проводят время, которое предназначено им для того, чтобы отдохнуть. Кто-то пользуется этим временем с умом, а кто-то бессмысленно тратит свою жизнь.

Далее автор говорит о «Толковом словаре» Даля. Б. Л. Васильев упоминает, что существует лишь слово «отдыхать». А для здоровых и психически полноценных людей «отдыхать» - это и значит заняться необходимыми делами. Именно это значит «переключить» свою голову с одного дела на другое.

Как мы видим, приведённые примеры сопоставляются. Как первым, так и вторым примером Б. Л. Васильев подтверждает, что отдыхать человеку нужно с пользой, с толком. Это время человеку даётся с целью увлечения себя чем-то другим.

Позиция автора ясна. Б. Л. Васильев считает, что отдых для русского человека как крестьянина, так и интеллигента, заключается в смене деятельности. Это значит, что для того, чтобы отдохнуть, стоит лишь найти себе дело в любой другой сфере.

Я согласна с позицией автора, она близка и мне. Я считаю, что отдых человека не должен заключаться в бессмысленном лежании. Сейчас, когда нам, одиннадцатиклассникам, приходится много заниматься подготовкой к Единому Государственному Экзамену, нужно уметь правильно отдыхать. Например, помочь родителям в делах по дому или же заняться физкультурой. Это значит, что стоит лишь сменить обстановку во круг себя.
В заключение можно сказать, что необходимо постоянно занимать себя различными делами и занятиями. Важно помнить, что отдых дан нам для того, чтобы мы могли позаботиться о себе и о своих близких.
Количество слов - 320

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Владислава!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (занятия членов семьи рассказчика) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (статья из словаря Даля) указан, НЕ пояснен. Вместо пояснения примера-иллюстрации приводится  толкование слова "отдыхать", но остается непонятным, для чего, с какой целью автор вставил эту статью в свой текст, какую мысль или идею он хотел подтвердить с помощью статьи.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, но проанализирована.

Говорить о связи "сопоставление" можно тогда, когда анализируются два равнозначных по содержанию примера: поступок одного героя и поступок другого героя, она мысль и другая мысль. В вашем же случае примеры неравнозначны: сначала описываются поступки людей, а потом -- рассуждения автора словаря. Такая связь называется "подтверждение": нравственная оценка иллюстрации подтверждается ссылкой на авторитетный источник -- словарь.

Возник вопрос по первому предложению комментария:

Условно мы делим текст на две части.
Понятно, что эта фраза взята из клише. Но применительно к данному тексту она вызывает недоумение: вы в сочинении анализируете только ПЕРВУЮ часть текста -- ту, в которой говорится о труде и отдыхе в семье рассказчика. Но после отсылки к статье Даля в тексте содержится ВТОРАЯ часть, в которой рассказчик рассуждает о литературе. Вы же вообще не упоминаете об этом. Получается, фраза о том, что текст условно делится на две части, употреблена некорректно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Это значит, что стоит лишь сменить обстановку во круг себя.
Предложение не закончено, оно "повисает в воздухе"; абзац обрывается, отсутствует развитие мысли или обобщение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Сейчас, когда нам, одиннадцатиклассникам, приходится много заниматься подготовкой к Единому Государственному Экзамену
С большой буквы пишется только первое слово в названии (ошибка не учитывается при выставлении баллов по критерию К7).
Это значит, что стоит лишь сменить обстановку во круг себя.
Наречие пишется слитно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Б. Л. Васильев считает, что отдых для русского человека ЗПТ как крестьянина, так и интеллигента, заключается в смене деятельности.
Пропущена запятая перед распространенным приложением.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Б. Л. Васильев упоминает всех своих членов семьи, которые во всё своё свободное время занимались домашними делами.
1) Неверный выбор паронима. Упоминать -- значит "бегло, вскользь коснуться чего-либо в разговоре", а также "произнести, назвать в разговоре". Ни в одном из значений использовать это слово в данном контексте нельзя. Правильный пароним -- вспоминает.
2) повтор конструкции "все свои".
3) предлог "во" лишний. Правильно: которые всё свободное время занимались...
Отец сапожничал и столярничал, мать и тётка латали и штопали, бабушка поскрипывала мельницей, а сёстры - Галя и Оля – попеременно читали вслух.
Неправильный подбор слов в ряду однородных сказуемых приводит к нежелательному эффекту: получается, что все члены семьи выполняли важные и полезные дела (глаголы со значением конкретных полезных действий), а бабушка "поскрипывала" (в этом глаголе нет значения полезного действия). Лучше было бы написать, что бабушка размалывала жмых для лепешек.
А для здоровых и психически полноценных людей «отдыхать» - это и значит заняться необходимыми делами. Именно это значит «переключить» свою голову с одного дела на другое.
Повторы слов.
Это время человеку даётся с целью увлечения себя чем-то другим.
Невозможное сочетание слов. Канцелярский стиль фразы. Правильно: Это время дается человеку для того, чтобы увлечься чем-то помимо работы.
В заключение можно сказать, что необходимо постоянно занимать себя различными делами и занятиями.
Тавтология.

В тексте сочинения много однотипных и повторяющихся конструкций и слов. Так, сочетание "это значит" употреблено 4 раза, частица "именно" в начале предложения -- три раза. Следует избегать подобных повторов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Владислава, сочинение довольно грамотное, рассуждаете вы хорошо, нужно поработать еще над комментарием примеров и над логикой изложения мыслей. Следите за речью, по возможности избегая повторов. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку