Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чем проявляется творчество?

  • Текст: Е. М. Богат. О творчестве
    (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
    (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
    (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
    (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
    (12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
    (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
    (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
    — (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
    — (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
    (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

02.02.2023 18:48:11
Автор: Мария Геровкина

В чем проявляется творчество? Именно этот вопрос находится в центре внимания Е.М. Богата.

Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему. Е.М. Богат говорит о том, что самое распространенное мнение многих философов и «обыкновенных» людей заключается в том, что «творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей». Этот пример говорит о том, что большинство людей считают искусство украшением нашего мира.

Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, Е.М. Богат не соглашается с мнением большинства.  Он считает, что творчеством может быть слово и даже улыбка, которая делает кого-то счастливым. Водитель автобуса, который бережно везет людей, домашняя хозяйка, учитель- тоже творцы. Этим автор хотел показать, что творчество — это не обязательно украшение, это может быть простая забота о людях.

Один пример противопоставлен другому. В первом говорится о мнении большинства людей. Во втором автор говорит, что творчеством может быть даже что-то будничное.  

Позиция автора ясна. Е.М. Богат считает, что творчество — это не только культурные ценности, это и поступки, которые приносят радость другим людям.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, творчество может быть чем-то житейским. В доказательство к моему утверждению, я могу привести пример из жизни. Одна моя подруга участвовала в конкурсе «Мисс осень», и ей нужна была помощь. И поэтому мы со второй выручили с выступлением и поддерживали её на протяжении всего конкурса. Она победила, и я думаю, что наша помощь в этом сыграла важную роль. Таким образом, наше творчество проявлялось в поддержке и готовности помочь близкому человеку. Умение содействовать- это тоже искусство.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек имеет «частичку» искусства в своей душе и то, что у всех творчество проявляется по-разному.
Количество слов - 272

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария!

Вы знаете требования, предъявляемые к сочинению. Работа довольно грамотная, но есть аспекты, над которыми нужно поработать, чтобы вы могли набрать больше баллов на ЕГЭ.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (распространенное мнение многих философов и «обыкновенных» людей о творчестве) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (взгляд автора на творчество, расширение представления о творчестве) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована не достаточно полно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

В чем проявляется творчество? Именно этот вопрос находится в центре внимания Е.М. Богата.
Позиция автора ясна. Е.М. Богат считает, что творчество — это не только культурные ценности, это и поступки, которые приносят радость другим людям.
Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство, но в вашем случае это не совсем так. ПА не является прямым ответом на вопрос, обозначенный в проблеме.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек имеет «частичку» искусства в своей душе и то, что у всех творчество проявляется по-разному.
На мой взгляд, в заключении сочинения вы несколько смещаете акценты. Искусство и творчество не являются словами-синонимами. Мысль выражена не совсем понятно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Этим автор хотел показать, что творчество — это не обязательно украшение, это может быть простая забота о людях.
Неточно (неполно) выражена мысль.
Одна моя подруга участвовала в конкурсе «Мисс осень», и ей нужна была помощь. И поэтому мы со второй выручили с выступлением и поддерживали её на протяжении всего конкурса. Она победила, и я думаю, что наша помощь в этом сыграла важную роль.
В этом фрагменте сочинения, на мой взгляд, наблюдается тенденция к разговорному стилю.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

В доказательство к моему утверждению, я могу привести пример из жизни.
Лишняя запятая.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек имеет «частичку» искусства в своей душе  и то, что у всех творчество проявляется по-разному.
Мария, хочу обратить ваше внимание, что это предложение не совсем корректно построено, поэтому возникает непростой выбор: нужно ли ставить запятую перед И. Здесь могут быть разные мнения, поэтому за ошибку не считаю. Старайтесь строить предложения так, чтобы никакой двусмысленности не возникало.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

В доказательство к моему утверждению, я могу привести пример из жизни.
Нарушение управления.  В доказательство своего утверждения.
И поэтому мы со второй выручили с выступлением и поддерживали её на протяжении всего конкурса.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек имеет «частичку» искусства в своей душе и то, что у всех творчество проявляется по-разному.
Неудачно построено сложноподчинённое предложение с однородными придаточными изъяснительными.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему. Е.М. Богат говорит о том, что самое распространенное мнение многих философов и «обыкновенных» людей заключается в том, что «творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей». Этот пример говорит о том, что большинство людей считают искусство украшением нашего мира.
В первом говорится о мнении большинства людей. Во втором автор говорит, что творчеством может быть даже что-то будничное.  
Тенденция к однообразию. Повторы.
И поэтому мы со второй выручили с выступлением и поддерживали её на протяжении всего конкурса.
Неудачно построено предложение (плохо выражена мысль). Что значит со второй? С другой подругой?
Я не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, творчество может быть чем-то житейским. В доказательство к моему утверждению, я могу привести пример из жизни.
Повторы.
Она победила, и я думаю, что наша помощь в этом сыграла важную роль. Таким образом, наше творчество проявлялось в поддержке и готовности помочь близкому человеку.
Повторы.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек имеет «частичку» искусства в своей душе и то, что у всех творчество проявляется по-разному.
Мысль выражена не совсем понятно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, точностью выражения мысли, логикой, грамматикой. Обратите особое внимание на повторы!

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку