Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему труд является главным в жизни человека?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
30.01.2023 19:21:52
Автор: Ангелина Черкасова

Почему труд является главным в жизни человека? Данную проблему можно выделить в тексте Бориса Леонидовича Васильева.
Чтобы раскрыть данную проблему, автор обращается к своему тексту. Рассказчик на примере своей семьи показывает, что у каждого есть своё дело, и никто не сидит без дела.
Чтобы привлечь внимание читателей, автор показывает то, как рассказчик с юного возраста уже помогает родным. Мальчик считал, что это хоть и не сложное, но очень важное дело, ведь ему доверяли не только семейные, но и общественные ценности.
Данные проблемы дополняют друг друга, а также помогают понять мысли автора, которые видны в тексте.
Позиция автора ясна: человек должен трудиться для того, чтобы всегда оставаться человеком, ведь труд главное в жизни человечества.
Я согласен с позицией автора, так как если человек не будет трудиться, он не будет развиваться, потому что труд это жизнь.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если человек не будет ничего делать, он будет "стоять" на месте и не будет развиваться.
Количество слов - 156

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Ангелина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 2 балла

Пример 1 (никто в семье рассказчика не сидит без дела) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (рассказчик с юных лет помогает родным) указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена, но не проанализирована.

Примеры представлены крайне скупо, какие-либо пояснения отсутствуют.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

В позиции автора отсутствует ответ на поставленный в сочинении проблемный вопрос.

Вместо ответа изложено содержание самого вопроса.

Сравним:

вопрос: Почему труд является главным в жизни человека?

ответ: человек должен трудиться для того, чтобы всегда оставаться человеком, ведь труд главное в жизни человечества.

Получается, труд -- главное в жизни человека, потому что труд -- главное в жизни человечества. Это демагогия.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но не содержит обоснования тезиса. При нулевом результате по критерию К3 балл по К4 обнуляется автоматически.

K5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Позиция автора ясна: человек должен трудиться для того, чтобы всегда оставаться человеком, ведь труд главное в жизни человечества.
Мысль, сформулированная в этом предложении, никак не вытекает из предыдущего рассуждения. Это недоказанный тезис, логическая ошибка.
Я согласен с позицией автора, так как если человек не будет трудиться, он не будет развиваться, потому что труд это жизнь.
Нарушение причинно-следственных связей в предложении: части предложения логически не связаны друг с другом.

Сочинение характеризуется обилием смысловых повторов, несколько раз формулируется одна и та же мысль. Это является логической ошибкой, называемой "топтание на месте".

K6 – Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: речь бедная, однообразная, изобилует повторами.

K7 Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассказчик на примере своей семьи показывает, что у каждого есть своё дело, и никто не сидит без дела.
Запятая между однородными придаточными, соединенными союзом И, не ставится.
Позиция автора ясна: человек должен трудиться для того, чтобы всегда оставаться человеком, ведь труд ТИРЕ главное в жизни человечества.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными  именами существительными.
Я согласен с позицией автора, так как если человек не будет трудиться, он не будет развиваться, потому что труд ТИРЕ это жизнь.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными  именами существительными.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если человек не будет ничего делать, он будет "стоять" на месте и не будет развиваться.
Пропущена запятая на стыке союзов.
Я согласен с позицией автора, так как если человек не будет трудиться, он не будет развиваться, потому что труд это жизнь.
Пропущена запятая на стыке союзов.

K9 Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей, автор показывает то, как рассказчик с юного возраста уже помогает родным.
Нарушение в построении сложноподчиненного предложения.

K10 Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассказчик на примере своей семьи показывает, что у каждого есть своё дело, и никто не сидит без дела.
Неоправданная тавтология.
Данные проблемы дополняют друг друга, а также помогают понять мысли автора, которые видны в тексте.
Перепутаны слова: дополняют друг друга не проблемы (мы анализируем в сочинении одну проблему), а примеры.
Позиция автора ясна: человек должен трудиться для того, чтобы всегда оставаться человеком, ведь труд главное в жизни человечества.
Неоправданная тавтология.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если человек не будет ничего делать, он будет "стоять" на месте и не будет развиваться.
Непонятно, на что указывает местоимение.
Чтобы раскрыть данную проблему, автор обращается к своему тексту.
К тексту обращается не автор (автор пишет текст), а читатель.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 –  Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов.

Ошибки:

Мальчик считал, что это хоть и не сложное, но очень важное дело, ведь ему доверяли не только семейные, но и общественные ценности.
Непонятно, о каких общественных ценностях идет речь. В тексте об этом не сказано.
Почему труд является главным в жизни человека? Данную проблему можно выделить в тексте Бориса Леонидовича Васильева.
Борис Львович Васильев.

Общие рекомендации: Ангелина, ваше сочинение не соответствует требованиям, предъявляемым к экзаменационным сочинениям по русскому языку. Следует познакомиться с рекомендациями по написанию таких сочинений: выяснить, как нужно комментировать проблему, как пояснять примеры, как анализировать связь между ними, как формулировать позицию автора и доказывать собственный тезис. Времени для этой работы еще достаточно. Думаю, вы сумеете подготовиться более тщательно. Помощь в написании сочинений вам окажут преподаватели нашего сайта, которые каждый понедельник проводят бесплатные вебинары для учеников. Приходите в понедельник, смотрите вебинары в записи, и вы обязательно научитесь писать более глубоко и последовательно!

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 9

Возврат к списку